Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Что будет с маркетплейсами: противостояние усиливается

Люди в ПВЗ
Маркетплейсам хотят запретить скидки за товары

Конфликт между банками и маркетплейсами вышел на новый уровень. К финансовым учреждениям присоединились крупнейшие ретейлеры, которые написали письмо премьеру Михаилу Мишустину. Они просят запретить маркетплейсам иметь собственные финансовые системы и призывают разобраться с практикой промоакций на онлайн-площадках. Читайте подробнее на «ФедералПресс».

Ретейлеры и банки против маркетплейсов

Подписантами письма стали топ-менеджеры «Леонардо», «Лемана ПРО», «Детского мира», DNS, «М.Видео-Эльдорадо», Hoff, «Все инструменты» и Inventive Retail Group (reStore, Samsung, «Мир кубиков»), сообщает «Коммерсант». Они выступают за ограничения для маркетплейсов. Розничным игрокам не нравятся субсидированные промоакции для потребителей маркетплейсов и снижение цен при оплате через финансовые системы платформ. Ретейлеры обращают внимание, что маркетплейсы предлагают продавцам из Китая более выгодные условия, чем у местных селлеров. Утверждается, что это наносит ущерб российским производителям.

В очередной раз по теме высказался глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, решением проблемы станет уравнение конкуренции между банками и маркетплейсами. Греф полагает, что последние должны платить такие же налоги, как и офлайн-магазины.

«В споре банков с маркетплейсами проблема не в самих скидках, а в вопросе равных условий конкуренции – если допускают одних, то должны допускать и других», – сказал Герман Греф «Ведомостям».

Маркетплейсам хотят запретить скидки за товары

Не остался в стороне от происходящего и совладелец DNS Дмитрий Алексеев. Бизнесмен подчеркивал, что покупатель товаров на маркетплейсах получает скидки при оплате через дочерние банки площадок, что не является настоящими скидками.

«Скидкой это было бы, если на витрине были цены без скидки, а потом вас ждал бы сюрприз за оплату через спецкарту. Так что никаких скидок: просто, если не платить через дочерний банк, то вас ждет неприятный финансовый сюрприз. Но, как обычно, маркетплейсы пользуются уловками, чтобы выдать это за скидку», – писал бизнесмен.

Алексеев заметил, что маркетплейсам нужно вести за собой рынок, а не «хакать кодексы: от таможенного до налогового».

Банки требуют от властей запретить программы лояльности маркетплейсов, которые связаны со способами оплаты картами или кошельками самих площадок. Представители «Альфа-Банка», Т-Банка, Совкомобанка, Сбербанка и ВТБ в середине октября обратились в Госдуму и Центробанк с этим вопросом, назвав произошедшее недобросовестной конкуренцией.

«Циничное уничтожение конкурентов»

Основательница Wildberries Татьяна Ким заявила, что претензии банков – это циничное уничтожение конкурентов . Она призвала финансовые учреждения «играть по честному».

«Основная претензия крупнейших банков сводится к тому, что они требуют запретить программы лояльности для потребителей при оплате банками маркетплейсов под предлогом равного доступа к аудитории. Что взамен? Где гарантии, что эти банки точно так же будут давать скидки покупателям, добившись запрета для маркетплейсов?» – задалась вопросом Татьяна Ким.

По ее словам, маркетплейсы имеют в 24 раза меньше финансовых ресурсов, чем есть у банков. При этом банки развивают собственные маркетплейсы, так называемые экосистемы.

Маркетплейсам хотят запретить скидки за товары

Представители Ozon назвали инициативу банков «вредной для десятков миллионов покупателей» и нарушающей честную конкуренцию.

За маркетплейсы вступилось Московское общество защиты прав потребителей. По их словам, запрет скидок на площадках экономически несостоятельна, а в том случае, если ее реализовать, повысятся цены и замедлится финансовый рост в сфере финтеха. Представители организации также написали письмо Михаилу Мишустину.

По их данным, комиссии банков при оплате картой на маркетплейсах составляет 2,2% от суммы покупки, если человек платит через СБП – 0,4–0,7%, а в случае использования банка, который связан с маркетплейсами, затраты для площадки стремятся к нулю. «Маркетплейсы делятся этой экономией с потребителем, предлагая прямую скидку», – отмечают в Московском обществе защиты прав потребителей, пишут «Известия».

Что говорят экономисты

Письмо премьеру Мишустину со стороны банков и крупнейших ретейлеров – сигнал федеральным властям о необходимости принимать меры в этой сфере, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. По его мнению, в конечном итоге ситуация может закончится выравниванием условий конкуренци между банками, маркетплейсами и ретейлерами.

Масленников считает, что, скорее всего, ситуация будет развиваться по самому простому варианту, когда скидки за оплату определенным способом на маркетплейсах будут ликвидированы.

Говоря о письме ретейлеров премьеру Михаилу Мишустину, экономист подчеркивает, что напряжение в сфере офлайн-продаж «копилось достаточно долго». Масленников подчеркивает, что еще на ранних этапах формирования платформенной экономики офлайн-ретейл высказывал недовольство неравными условиями конкуренции с маркетплейсами, например, в условиях налогообложения товаров, поступающих из-за рубежа.

«Проблема гораздо глубже, чем конфликт с банками. Закон о платформенной экономике сыроват. Он не до конца урегулировал равные условия для традиционной торговли и маркетплейсов. Это оставлено на потом. Сейчас Минпромторг активно работает над изменениями в законе о торговле, чтобы сблизить условия для всех участников рынка», – сказал Масленников.

По его мнению, нужно подождать, как будут продвигаться предложения Минпромторга. Масленников ожидает ужесточения налогового контроля за маркетплейсами.

Маркетплейсам хотят запретить скидки за товары

Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский придерживается другой точки зрения. Собеседник «ФедералПресс» подчеркивает, что маркетплейсы действуют в рамках существующего налогового законодательства. По его словам, классические банки беспокоит то, что маркетплейсы начали оттягивать потребителей из банковского сектора, а весь происходящий спор – борьба за потребителя.

«Чем закончится эта история? Я думаю, что ничем. Судя по тому, что идет такая дискуссия, однозначного решения, например в пользу классических банков или розницы, нет. Мы видим, что идет медийный дискурс, который на самом деле – проявление инициированной властью общественной дискуссии. Причем это совершенно не обязательно Путин, но это позиция, которую разделяют, собственно, очень многие в высших эшелонах власти», – сказал Кричевский.

Собеседник «ФедералПресс» подчеркнул, что Налоговый кодекс – отрегулированный свод правил, поэтому будет принято «соломоново решение» – конкурировать в тех обстоятельствах, которые имеются. Кричевский обратил внимание, что в этот спор не вмешивается ФАС.

«Если ФАС выступит за одну из сторон, то это будет свидетельством недобросовестной конкуренции. Мы видим косвенно доказательство, что ФАС все устраивает», – заметил Кричевский.

По его словам, подобная ситуация с маркетплейсами была не только в России, но и в США, и Китае, где они пользуются большой популярностью. Кричевский заметил, что в США схожее происходило с компанией Amazon и привело к тому, что Amazon стал одним из столпов американской экономики.

«Все это будет продолжать жить, будет продолжать работать. Думать о том, что мы вдруг ни с того ни с сего лишимся доступа к дешевым товарам и услугам, нет никаких оснований», – резюмировал доктор экономических наук.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева, Татьяна Буторина, Ольга Юшкова

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.