Ровно 49 лет назад, 17 декабря 1976 года, близ аэропорта города Усть-Кут Иркутской области произошло крушение самолета Як-40. Лайнер оторвался от земли, но уже через минуту после взлета начал снижаться и рухнул в тайгу. Сегодня «ФедералПресс» вспоминает детали трагедии, унесшей жизни пассажиров и экипажа.
Что известно о самолете
Як-40, именуемый в кодификаторе НАТО «мелкая треска», первый в мире турбореактивный пассажирский самолет с тремя двигателями. Лайнер выступал заменой устаревших поршневых самолетов и предназначался для междугородних рейсов, впоследствии – для VIP-перевозок. Вместимость судна – 27–32 пассажира, максимальная скорость – 550 км/ч на высоте в шесть тысяч метров.
Печально известный Як-40 с бортовым номером СССР-88208 был выпущен на Саратовском авиационном заводе в апреле 1976 года и принадлежал компании «Аэрофлот». На момент трагедии послужной список лайнера был сравнительно небольшим: 327 часов налета и 348 посадок.
Полет длиной в минуту
В пятницу, 17 декабря, самолет выполнял стандартный грузовой рейс из Усть-Кута в Киренск. Экипажу предстояло перевести пассажиров и промтовары весом в 1,2 тонны.
В Усть-Куте стояла безлунная ночь, дул свежий ветер с поземкой, а температура воздуха опустилась до −36 °C. Машина пробыла на морозе без обогрева порядка трех часов, а экипаж работал без отдыха уже более 10 часов. Подготовка к вылету проводилась в спешке.
Первый тревожный знак мог обнаружится еще до взлета. В ходе проверки специалисты не заметили, что на левом высотомере давление занижено на 10 мм рт. ст., а стабилизатор установлен на угол −6° вместо положенных −3,6°. Взлет выполнялся с грунтовой полосы, и когда самолет на неровностях начало раскачивать, командир резко потянул штурвал «на себя».
Действия пилота привели к новой проблеме. Самолет оторвался от земли на скорости 155–160 км/ч вместо расчетных 185 км/ч. Но и этим отклонениям экипаж не придал значения. Взлет производился в темноте, в сторону тайги без визуальных ориентиров, и пилоты не заметили, что самолет уже снижается.
В 19:40, всего через минуту после взлета, приборная скорость увеличивалась, а высота начала стремительно падать. В 1500 метрах от торца ВПП Як-40 на высоте 11 метров врезался в деревья. Еще через 77 метров произошло столкновение с землей. Лайнер полностью разрушился и загорелся.
Отклонения в работе экипажа и семь человеческих жертв
На момент трагедии на борту авиалайнера находилось семь человек: четыре пассажира и экипаж. Шестеро погибли на месте. Прибывшие спасатели обнаружили еще живого второго пилота. Мужчину доставили в медучреждение, где он скончался спустя несколько часов.
Выяснение причин трагедии легло на плечи членов профильной комиссии. Так, по версии специалистов, крушение произошло по вине экипажа. Предпосылкой послужила некачественная подготовка к полету, а решающим фактором стали ошибки, допущенные при пилотировании во время взлета.
Другие трагедии с Як-40
Еще одна катастрофа с Як-40 произошла 7 октября 1978 года. Лайнер компании «Аэрофлот» выполнял плановый рейс из Свердловска в Джамбул через Кустанай.
В 17:48 по московскому времени судно покинуло аэропорт Кольцово. При разгоне по ВПП отказал левый двигатель, но командир принял решение продолжить взлет. Перегруженный самолет оторвался от полосы на скорости 205 км/ч. На высоте 100–120 метров экипаж убрал закрылки и доложил диспетчеру об отказе двигателя.
В 17:51, на высоте около ста метров, самолет с креном 23° врезался в покрытый лесом склон холма. От удара отделилась левая плоскость, а через 168 метров лайнер врезался в землю и полностью разрушился. На борту находилось команда из четырех членов экипажа и 30 пассажиров, в том числе четыре ребенка. Все 38 человек, к сожалению, погибли.
Расследование показало, что катастрофа произошла из-за ошибок экипажа. Предварительный обогрев не был включен, что привело к обледенению и отказу левого двигателя. Сыграли роль и ошибки в пилотировании.
Не менее страшная трагедия произошла вечером 16 ноября 1979 года. Як-40 Вологодского авиаотряда выполнял технический рейс из Великого Устюга в Вологду.
Погодные условия были сложными: небо полностью затянуло облаками, образовалась дымка. Пока самолет был в пути, метеообстановка в аэропорту Вологды значительно ухудшилась.
В это время руководитель полетов и наблюдатель намеренно сговорились передавать диспетчерам и экипажам ложные данные о видимости. Так, по заверению ответственных лиц, показатели соответствовали минимальной норме, тогда как фактическая видимость продолжала падать.
В 18:37 экипаж, получив неверную информацию, начал заход на посадку. Из-за ошибки в настройке высотомера самолет оказался ниже заданной траектории. Экипаж не видел земли и продолжил снижение, не став выполнять положенный в таких случаях заход на второй круг.
В 18:41, в условиях тумана, Як-40 на малой высоте врезался в деревья, пролетел еще 204 метра и рухнул на землю. Погибли три члена экипажа: второй пилот, проверяющий и бортинженер. Еще двое – стюардесса и КМС – получили тяжелые ранения.
Расследование показало, что катастрофа произошла из-за сговора наземных служб, передававших ложные метеоданные. На исход повлияло и решение экипажа продолжить заход в отсутствие визуального контакта с землей.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова


