Балтийские страны, которые относительно недавно были приняты в состав НАТО, заняты строительством на границах с Россией фортификационных сооружений. Оборонительный рубеж должен растянуться более чем на 1200 км от Финского залива до Польши. Военная инфраструктура на границах государства растет с переменным успехом. О том, что происходит у западных рубежей и чем это может грозить России, – в материале «ФедералПресс».
Что происходит на западных границах России
Почти два года назад Эстония, Латвия и Литва объявили о создании Балтийской линии обороны. «Эта инициатива направлена на создание системы противодействия мобильности, которая позволит лучше сдерживать и предотвращать потенциальное вторжение через границы всех трех стран Балтии, наиболее подверженных угрозе со стороны России. За подписанием соглашения последуют скоординированные практические действия. Взаимное развитие оборонного потенциала Литвы, Латвии и Эстонии является гарантией региональной безопасности. Поэтому крайне важно развивать общий потенциал HIMARS в странах Балтии. Мы активно сотрудничаем с США в вопросах интеграции HIMARS, обучения персонала, технического обслуживания и ремонта систем», – говорил министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас.
Между тем же в марте 2024 Арвидас Анушаускас ушел в отставку после безрезультатных попыток совладать с коррупцией среди офицерского состава.
Эстония начала строить линию обороны у границы с Россией в июне 2025 года. К концу года планировалось возвести 28 бункеров и десятки складских площадок. Однако только во второй половине декабря стало известно о начале строительства бункерных сооружений. Причина задержки реализации программы – трудности с приобретением бункеров и процессами согласования. Вообще, планировалось создать сеть фортификационных сооружений из 600 объектов, но возникли проблемы с закупками.
Подземные сооружения должны разместиться в муниципалитете Сетумаа и на юго-востоке Эстонии, в том числе на землях, принадлежащих частным владельцам. Бункеры площадью около 35 м². Толщина стен укрытий позволяет им выдержать обстрелы из 152-мм артиллерийских орудий. Линию обороны можно будет укрепить противотанковыми ежами и колючей проволокой, которые уже подготовлены и находятся на складах.
На строительство фортификационных сооружение из бюджета Эстонии выделено 60 млн евро, из которых уже освоено 50 %. Кроме того, республика развернула на некоторых участках границы с Россией «стену дронов» в качестве дополнительной меры защиты.
Литва, которая граничит с Белоруссией на протяженности 679 км и с Калининградской областью на протяженности 295 км, в свою очередь, планирует строительство трехуровневой линии обороны. План пограничных укреплений обнародовало Министерство обороны Литвы.
Проект предполагает создание противотанковых заграждений, минных полей и укрепленных позиций на 50 км от литовской границы. Первый 5-километровый оборонный рубеж будет состоять из противотанковых рвов и «зубов дракона», минных полей, а также укрепленных пунктов с окопами. Вторая зона обороны будет включать противотанковые рвы, парки инженерной техники, а также мосты, подготовленные к подрыву.
29 июня, власти Литвы на границе с Белоруссией и Россией сформировали 27 инженерных парков, в которых разместили «зубы дракона», противотанковые «ежи» и другие средства контрмобильности.
Финляндия также строит вблизи границ России военную инфраструктуру, об этом докладывал заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в сентябре 2025 года. «Мы только что были на границе с Финляндией. Там если не военная активность, то вовсю строятся стены, заградительные сооружения и прочее. А такая инфраструктура годится для размещения воинских частей», – цитирует Медведева РИА Новости.
Польша тоже решила отгородиться. У границ Калининградской области и Белоруссии строят так называемый «Восточный щит». Однако уже в мае 2024 года было принято решение об объединении «Балтийской оборонительной линии» с «Восточным щитом» в единую систему. Проект охватит около 2300 км границы четырех стран.
Общий объем инвестиций в строительство «Балтийской линии» и «Восточного щита» – не менее 11,35 млрд долларов. Деньги пойдут на развитие так называемых «средств контрмобильности» (препятствий для техники и войск), модернизацию пограничной инфраструктуры, внедрение новых технологий слежения и создание интегрированной системы обороны по всей восточной границе ЕС на глубину 20–40 км.
Планируется, что активная фаза строительства и оснащения границы пройдет до 2028 года, а с 2029-го начнется этап долгосрочного обслуживания и модернизации находящихся там систем.
В декабре 2025 года стало известно, что в создании оборонительной линии «Восточный щит» будут участвовать и военнослужащие Бундесвера. Германия направит инженерные части, которые присоединятся к проекту с апреля 2026 года.
Эксперты о причинах и последствиях фортификационных сооружений
Политолог Павел Данилин в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что не видит в строительстве этих оборонительных укреплений ничего плохого, потому что это трата денег со стороны прибалтов и поляков. «Я помню, они забор из сетки строили так, там много украли», – пояснил эксперт.
Активность в части обустройства фортификационных сооружений наших соседей политолог Илдус Ярулин объяснил стремлением оправдать доверие со стороны Европейского союза и НАТО и лишний раз подтвердить, что они достаточно жестко настроены против России.
«Новые члены НАТО хотят казаться больше католиками, чем папа римский. Не имея, в общем-то, ни серьезной материальной базы, ни развитой экономики, им нужно выглядеть очень продвинутыми. Но за всем этим стоит, как мне представляется, желание получить как можно больше кредитов от Евросоюза», – объяснил «ФедералПресс» эксперт.
Таким образом, по его словам, эти страны за счет военной экономики хотят попытаться решить свои внутренние проблемы. При этом, отметил политолог, они будут всегда просить американцев держать их «под своим ядерным зонтиком».
«Это стратегия таких маленьких дворовых собачек. Если мы начнем, допустим, обращать уж очень серьезное внимание на них, тогда эти вот мелкие страны рассчитывают, что крупные участники НАТО, типа Франции, Германии, Британии. Выйдут на их защиту», – отметил Илдус Ярулин.
При этом, по его словам, опасность есть. Здесь действует теория мелких порезов: пока они отвлекают наше внимание – сейчас это Балтийское море и Калининград, крупные наши враги будут готовиться к более серьезному удару. «Каждый выполняет свою задачу», – заключил эксперт.
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская


