В 2026 году Россия входит сразу в несколько ключевых политических и экономических циклов, которые будут определять повестку на ближайшее время. На фоне продолжающейся СВО и осторожных дипломатических контактов власти готовятся к масштабным внутренним изменениям – от налоговой реформы до парламентских выборов. Параллельно государство делает ставку на крупные инфраструктурные проекты, которые должны стать опорой экономического развития. Дополнительным символическим элементом следующего года станет объявление 2026-го Годом единства народов. О том, какие процессы уже запущены и что будет формировать повестку следующего года, – в рубрике «Смыслы недели».
СВО и мир
В 2025 году переговорный процесс вокруг конфликта на Украине так и не перешел в открытую фазу, однако приобрел более оформленный характер. Ключевым эпизодом стала встреча президентов России и США в Анкоридже, которая, несмотря на отсутствие публичных итогов, зафиксировала сам факт прямого политико-дипломатического контакта. По оценкам источников, обсуждение касалось возможных параметров деэскалации, а также рамочных условий для дальнейших консультаций с участием союзников сторон.
Переговорный фон в течение года напрямую зависел от ситуации на фронте. Вооруженные силы РФ последовательно расширяли зону контроля, в том числе за счет взятия ряда населенных пунктов и городов, что изменило баланс аргументов в диалоге с внешними игроками. Военные успехи Москвы стали одним из факторов, которые Запад был вынужден учитывать при обсуждении сценариев урегулирования, даже при сохранении жесткой публичной риторики.
При этом дипломатические контакты в 2025 году развивались параллельно с усилением санкционного давления и продолжением военной поддержки Киева.
«Конечно, мир, если он достижим, возможен только через компромисс. Отказ от максимализма, отказ от завышенных ожиданий – к сожалению, так. У меня есть ощущение, что все-таки мир будет. Я думаю, он будет достигнут в первом полугодии 2026 года.
Экономическая ситуация не очень благоприятствует. Главное – добиться не просто мира, а улучшения ситуации с санкциями, чтобы облегчить положение в российской экономике. Есть опасения, что санкционная политика усугубляет экономическую ситуацию в России. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что влияние есть. Главное – добиться этого.
Также важно исключить возможность реванша с украинской стороны, избежать реваншизма. Российская дипломатия, думаю, будет внимательно следить за тем, чтобы мирное соглашение не привело к этому риску.
Несмотря на очевидные расхождения в позициях России и Украины, кажется, есть готовность искать пути согласования и компромиссные варианты. Мы уже видим разговоры о Запорожской АЭС и совместном использовании с Америкой. Это пока больше политические торги, но, на мой взгляд, что-то будет достигнуто.
Ясно, что в стране растет сильное сопротивление любому мирному соглашению, которое не достигает максималистских целей. Это недовольство существует, и будем надеяться, что оно не примет взрывоопасный характер.
У меня есть надежды, хотя, честно говоря, я надеялся, что это произойдет раньше. Я считал, что мы с американцами могли бы достичь больше. Шанс на это был, но, похоже, он упущен. Вопрос давления на Европу с целью снятия санкций также мог бы сыграть свою роль. Возможно, были бы совместные проекты с американцами, и экономическая ситуация улучшилась бы», – предполагает политолог-международник Борис Межуев.
Бизнес и экономика в условиях новых налогов
С 1 января 2026 года в России вступает в силу масштабная налоговая реформа, затрагивающая большинство участников экономической активности. Основным изменением становится повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 % до 22 %, при этом пониженная ставка 10 % сохраняется для социально значимых групп товаров и услуг.
Новые правила также уточняют применение специальных налоговых режимов: для бизнеса и индивидуальных предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, снижается порог дохода, при котором они обязаны переходить на уплату НДС – с 60 млн руб. до 20 млн руб. в 2026 году с дальнейшим понижением в последующие годы. Переход на новый порядок требует адаптации бухгалтерских процедур и пересмотра договорных условий.
Помимо НДС, изменения затрагивают другие аспекты налогового режима и администрирования. В закон внесены положения о новых подходах к налоговому учету и проверкам, а также о мерах фискального администрирования, направленных на укрепление бюджетной устойчивости в условиях внешних и внутренних вызовов. В правительстве считают, что эти корректировки призваны унифицировать налоговые правила и повысить собираемость, в то же время расширяя обязанности для части малого и среднего бизнеса, которая ранее пользовалась льготами.
«Тренды, которых мы можем ожидать в 2026 году, четко укладываются в ту политику, которую сегодня проводит правительство и Центральный банк. Мы видим, что Центральный банк продолжает смягчение денежно-кредитной политики, что говорит о том, что общая ситуация в экономике не вызывает особых тревог у регулятора. Это означает, что экономика действительно не будет подвергаться шоковым воздействиям.
Также наблюдается неустойчивое снижение ключевой ставки, что говорит о том, что будут создаваться условия для расширения кредитования экономики и стимулирования предпринимательской деятельности.
Что касается политики правительства, мы видим определенные корректировки в налоговой нагрузке. Они не носят радикального характера, а подстраиваются под складывающуюся модель экономики. В целом я считаю, что в 2026 году следует ожидать умеренного роста экономики», – прогнозирует экономист Юрий Твердохлеб.
Выборы депутатов Государственной думы
В сентябре 2026 года в России пройдут очередные парламентские выборы – избираются депутаты Государственной думы нового, девятого созыва. Голосование намечено на 20 сентября, в этот день помимо выборов федерального уровня пройдут кампании в регионах и муниципалитетах. Система выборов остается смешанной: половина депутатов избирается по партийным спискам с порогом 5 %, а половина – в одномандатных округах. При этом Центральная избирательная комиссия уже начала подготовку нормативной базы и организационных шагов для проведения кампании.
Уже сейчас основные политические партии формируют программы и стратегии. Например, в генсовете «Единой России» отмечают планируемую серьезную ротацию партийного корпуса. У других парламентских и непарламентских сил на повестке вопросы обновления списков кандидатов и региональные приоритеты.
Вместе с тем предстоящие выборы сопровождаются обсуждениями формата проведения голосования. В частности, сохраняется дискуссия о применении дистанционного электронного голосования.
«Можно сказать следующее: выборы в Государственную думу в 2026 году, безусловно, состоятся, они будут проводиться во всех избирательных округах, будет применяться как традиционное, так и дистанционное электронное голосование, в выборах примут участие 12 партий без сбора подписей – всего, напомню, в этих выборах может участвовать 19 партий.
Минимум парламентская пятерка будет бороться за ряд избирательных округов. Фокус на выдвижение, в том числе, будет сделан на ветеранах и участниках СВО», – рассуждает политолог, член Общественной палаты РФ Александр Асафов.
Несмотря на то, что думская кампания станет одной из крупнейших за последние годы, ротации в правительственном блоке на ее фоне политологи не ожидают.
«Думаю, что эволюционных преобразований в правительстве не будет вообще – все уже состоялись. Повлиять может только какой-то форс-мажор. Сейчас правительству дали работать, и специально в работу вмешиваться не будут. Не специально, если появятся предпосылки, может что-то произойти. Какие – мы не угадаем.
Напряженными темами в правительстве могут быть с кураторами новых территорий, но там сидит Хуснуллин, и вряд ли он даст поводы для перестановок.
Я допускаю кадровые перестановки только в случае специальных обстоятельств по форс-мажору. Сейчас президент всю перестановку сделал. Накопительного эффекта, когда что-то идет не так в какой-то команде, на 2026 год я не вижу.
Допускаю, что во все могут вмешаться выборы в Госдуме как явление, если кто-то из правительства захочет в новый созыв. Но это маловероятно.
Намеков мы не увидели ни во время прямой линии, ни на Госсовете. Силовики отрегулировали свои перестановки, провели замену Краснова.
Не очень нравится президенту транспортная отрасль и большие долги РЖД. Но туда уже посажен Никитин, видимо, все отрегулируется», – отмечает генеральный директор коммуникационного агентства «Маркелов Групп», политолог Сергей Маркелов.
Инфраструктура – один из приоритетов
В 2026 году реализация инфраструктурных проектов в России продолжится в рамках национальных программ и комплексного плана развития, которые охватывают транспорт, коммунальную сферу, цифровую и социальную инфраструктуру.
Два приоритетных национальных проекта аккумулируют основную часть инфраструктурных инвестиций. На реализацию проекта «Инфраструктура для жизни» предусмотрено 1,3 трлн рублей, финансирование проекта «Эффективная транспортная система» составит 186 млрд рублей, что на 37,9 % больше по сравнению с 2025 годом. Отдельной статьей выделяются федеральные автомобильные дороги – на их развитие планируется направить дополнительно 773,2 млрд рублей.
В числе ключевых федеральных инфраструктурных проектов, которые выходят на активную стадию в 2026 году, центральное место занимает развитие высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Проект рассматривается как базовый элемент будущей сети ВСМ: правительству поручено сформировать модель ее поэтапного расширения, а для самой линии запланированы поставки первого опытного состава и подготовка к серийному запуску подвижного состава в последующие годы. Параллельно продолжается модернизация портовой инфраструктуры – прежде всего Мурманского транспортного узла и портов Дальнего Востока, что должно увеличить экспортные и транзитные возможности страны.
В энергетическом блоке стартуют крупные проекты в атомной отрасли, включая начало полномасштабного строительства Смоленской АЭС-2 и реактора БН-1200 на Белоярской АЭС под эгидой Росатом, а также реализация программ в сфере возобновляемой энергетики.
«Инфраструктура – это не только дороги: сюда относятся трубопроводы, логистика и энергетика, то есть развитие энергосистемы со всеми ее элементами. В таких проектах ключевым становится расширение пропускной способности и повышение скорости доставки товаров: именно здесь формируются «узкие места», которые создают давление на бизнес.
Если говорить о конкретике, речь идет о большом массиве проектов: строительство и модернизация дорог, в том числе в новых регионах, развитие федеральной и региональной дорожной сети, проекты высокоскоростных магистралей, обновление аэропортной инфраструктуры. Отдельный блок – восточный железнодорожный полигон (БАМ и Транссиб) на азиатском направлении, где ограничения по пропускной способности остаются одной из системных проблем.
Еще одно важное направление – портовая и сопутствующая инфраструктура Северного морского пути, а также логистика арктических СПГ-проектов (включая Arctic LNG 2), где транспортная составляющая напрямую влияет на возможности экспорта.
Ключевыми приоритетами в 2026 году будут энергетика и транспортная инфраструктура в целом. При этом сюжет с газовой инфраструктурой уровня Северных потоков сейчас выглядит скорее как гипотетический сценарий: «Северный поток – 1» после повреждений 2022 года не функционирует, «Северный поток – 2» не сертифицирован. Это может стать основным направлением переговорного трека и совместных проектов с США в горизонте ближайших 12 месяцев», – рассуждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Год единства народов
2026 год в России объявлен Годом единства народов. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям. Глава государства поддержал предложение участников совета и поручил правительству подготовить соответствующие организационные решения, включая план мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
«Почему Год народного единства важен? Во-первых, мы понимаем, что именно сейчас настроения страны такие, что мы сплачиваемся вокруг флага. Мы проходим через испытание СВО. Испытания атаками информационной войны – к ней тоже многие оказались не готовыми. Наши враги ищут, как разрушить наше единство исторической памяти, как это сделано на Украине.
Поэтому важно поддержать единство внутри страны и помочь разным поколениям россиян осознать значение единства. Хотелось бы отметить, что речь идет не только о единстве национальностей, не только о единстве культуры, но и о единстве исторической памяти. Мы видим, как быстро современные методы современной войны позволяют быстро переписать историю.
История учит нас, что наше общество уже сплачивалось, несмотря на свою разность. Важно в новом году найти подход к разным поколениям и аудиториям. И до каждого донести смысл этого года: единство национальное, языковое, культурное и гражданское – это наша броня от атак внешний врагов», – рассуждает социальный архитектор Алена Август.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


