Для современного нижегородца Новый год – это предвкушение чуда, надежда на перемены, встреча с близкими и заслуженный отдых. Его неизменные символы – нарядная елка, сверкающие улицы, фейерверки, бокал шампанского и аромат мандаринов. Сложно поверить, что полтора века назад елку ставили всего на одну ночь, а сегодня она создает настроение почти всю зиму. «ФедералПресс» проследил, как отмечали зимние праздники нижегородцы в прошлые века и какие добрые традиции сохранились до наших дней.
История зимних праздников в России полна интересных трансформаций. До XVIII века Новый год отмечали 1 сентября, а на 1 января его перенес указом Петр I, предписавший украшать дома хвойными ветвями и устраивать народные гулянья. Однако со временем главным зимним торжеством стало Рождество, которое по старому стилю наступало раньше новогодней ночи.
Подготовка к Рождеству была особой: соблюдали пост, наводили чистоту, а в убранстве дома доминировали белый и голубой цвета. Елку приносили в дом тайно, всего на одну ночь, украшая ее доступными лакомствами и рукодельными игрушками, чтобы утром порадовать детей неожиданным чудом. На следующий день общипанное деревце выносили во двор, где оставшиеся на нем угощения могли взять дворовые и бедные люди.
В преддверии Рождества в Нижнем Новгороде вокруг Блиновского садика разворачивался шумный торжок, где мастера и умельцы продавали кустарные изделия и поделки: упряжь, сани, сундуки, детские товары и игрушки – точеные бирюльки, деревянных коней и тряпичных кукол для малышей, различные сладости.
Горожане старались, чтобы праздник был веселым и обильным. В рождественскую ночь на Благовещенской площади служили молебен, а после полуночи пушкари, вычистив орудия, устраивали праздничную пальбу, напоминавшую современные фейерверки. По всему городу горели костры: их пламя символизировало сияние Вифлеемской звезды и, по народному поверью, отпугивало нечистую силу.
Был распространен в дореволюционном Нижнем Новгороде прекрасный рождественский обычай – благотворительность и дарение подарков. В конце декабря и начале января газета «Нижегородские губернские ведомости» публиковала многочисленные списки горожан, жертвовавших деньги на помощь нуждающимся. Какая-то часть отдавалась речному училищу, где учились бедные дети, сиротскому приюту, в гимназию, где учились дети, которые не могли заплатить за свое обучение, обществу вспоможения бедным и другим благотворительным учреждениям. Некоторую часть от общей суммы отдавали губернатору, который в течение года мог из этого «кошелька» поддержать особо нуждающихся: сирот, бедных, тех, кого постигло несчастье.
![]()
В начале XX века Алексей Максимович Горький выступил с благотворительной инициативой, которая нашла широкую поддержку нижегородского общества, – организацией бесплатных елок для детей городской бедноты. Писатель лично собирал средства и курировал проведение этих праздников.
С 1900 по 1904 год «горьковские» елки ежегодно собирали до 1200 юных гостей от 6 до 14 лет, которые получали не только сладости, но и практичные подарки: валенки, ткань на одежду, платья, шарфы и чулки.
В 2016 году, в преддверии 150-летнего юбилея писателя, департамент культуры Нижнего Новгорода возродил эту добрую традицию, преобразовав ее в масштабный городской новогодний праздник. Проводится фестиваль и в этом году – с 26 декабря по 7 января.
После революции, на волне отказа от религии, традиция устанавливать рождественскую елку была на время утрачена. Однако воспоминания о детском празднике, сохранившиеся с дореволюционных времен, оказались очень сильны. В результате советская власть решила возродить обычай, приурочив его к светскому празднику – Новому году. С зимы 1934–1935 годов организацию новогодних елок взяли на себя официальные органы.
Архивные документы свидетельствуют, что в Нижнем Новгороде стремились сделать этот праздник максимально доступным: приглашения и подарки старались распределить среди как можно большего числа детей. Эта традиция не прерывалась даже в суровые военные годы и продолжалась после окончания войны.
Судя по сохранившимся документам, первые организованные елочные базары в Нижнем Новгороде появились в конце 1940-х годов. Власти стремились сделать новогодние деревья доступными для всех, и объемы продаж в те непростые послевоенные годы впечатляют. Многие горожане, у которых не было возможности купить елку, все равно находили способы ее раздобыть.
В более поздний период, с 1970-х и вплоть до 1991 года, подготовка к празднику велась строго по плану. В отчетах четко указывалось, в каких районах города должны быть установлены главные елки и какие предприятия-шефы отвечают за их украшение. На жилищно-коммунальные службы возлагалась обязанность заливать общественные катки.
![]()
Подготовка к Новому году на государственном уровне со временем стала отлаженным механизмом. Если в конце 1930-х годов ее начинали в ноябре, то позже весь процесс шел по четкому, «накатанному» плану. Особое внимание уделялось строгой отчетности по детским новогодним подаркам.
Театрализованные представления для детей ставили как профессиональные актеры, так и сильные коллективы художественной самодеятельности. В праздничные дни на каждой площадке проходило по два, а иногда и по три спектакля в день. При этом нижегородцы, жившие в разных районах, часто обменивались друг с другом пригласительными билетами на елки, чтобы дети могли побывать на нескольких праздниках.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия


