Ушедший 2025 год россияне оценили по-разному. Большинство опрошенных сочли его сложным для страны в целом, но заметно более благоприятным в плане личной жизни. За год выросли зарплатные ожидания граждан, изменилось их понимание бедности, а в ряде регионов заметно трансформировались социальные тенденции. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Общие итоги года
Социологи из ВЦИОМ зафиксировали общий индекс итогов года на уровне −35 пунктов. Это меньше показателей 2020 (−80 пунктов) и показателей 2022 (−69 пунктов) годов. Респонденты считают его для страны пессимистичным. Восприятие личной жизни и ситуации в семьях у россиян осталось позитивным. Исследование Russian Field показывает, что большинство опрошенных россиян оценивают 2025 год на пять баллов из 10.
Социолог и директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский, говоря об итогах года, указывает на беспокойство россиян состоянием экономики.
«Граждане фиксируют устойчивость экономики и ее определенные успехи, но есть и растущая инфляция, и прямое и косвенное увеличение нагрузки на семейный бюджет через налоги и стоимость ЖКХ. Все это вызывает беспокойство», – сказал он.
По его словам, экономика останется чувствительной темой, болезненной для регионов в 2026 году.
Положительные тенденции
Снижение числа бедных: по статистике и опросам
Среди положительных тенденций этого года – снижение числа бедных россиян. Президент России Владимир Путин заявил, что в 2000 году у 42 млн человек доходы были ниже прожиточного минимума, а по итогам 2024 года – у чуть более чем 10 млн человек. «Уровень бедности в России находится на рекордно низких значениях», – сказал глава государства.
По данным Росстата, в третьем квартале 2025 года уровень бедности в нашей стране снизился до 6,5%, а число россиян с доходами в 16 980 рублей или ниже составляло 9,4 млн человек.
Социологи подчеркивают, что ощущение бедности у россиян улучшилось в 2025 году в сравнении с 2024 годом. По данным ФОМ, раньше бедными чувствовали себя около 25% россиян, теперь же – 22%.
По опросам, больше всего таких людей среди жителей страны старше 60 лет – каждый третий, а в возрасте от 46 до 60 лет – каждый четвертый. Для сравнения: в 2011 году бедными считали себя 45% опрошенных.
![]()
Удовлетворенность работой и зарплатные ожидания выросли
В ушедшем году россияне стали ожидать более высоких зарплат. В среднем около 146 тысяч рублей в месяц. Это на 16% больше, чем в 2024 году. Основная причина – инфляция и дефицит кадров. Доля ждущих повышения среди опрошенных выросла с 59% в 2024 году до 65% в 2025-м, сообщал SuperJob.
Рынок труда не поспевал за ожиданиями жителей страны. В 2025 году средняя зарплата по стране составляла 99 тысяч рублей, сообщал Росстат. Несмотря на разрыв между реальной оплатой и ожиданиями, 56% респондентов остались довольны ежемесячным доходом на основной работе: 14% – полностью, 42% – скорее довольны, сообщал ВЦИОМ.
Восемь из десяти респондентов оказались удовлетворены своей основной работой (79%). Это лишь отчасти связано с получаемым доходом. «Работой удовлетворены 79%, а полностью и скорее довольных доходом от нее только 56%», – подчеркивают социологи.
Заметим, что в 2026 году россияне вновь надеются на повышение зарплат. В среднем жители нашей страны хотели бы получать в новом году 214 900 рублей в месяц. Самые высокие запросы у работников ретейла – 270 000 рублей в месяц.
Социальные изменения в регионах
Президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков обращает внимание, что в 2025 году в стране трансформировалась карта социально-экономического здоровья регионов. По его мнению, положительные тенденции фиксируются в регионах с развитым логистическим суверенитетом, качеством человеческого капитала, скоростью технологической адаптации и эффективностью региональных элит.
Гращенков обращает внимание, что из тени выходят регионы «большой дуги» Юга и Юго-Востока страны. Так, Ставрополье, Ростовская область и Краснодарский край превращаются в мощные индустриально-логистические узлы потоков товаров из Азии и Ближнего Востока.
«Добавьте сюда высокий демографический потенциал и относительно благополучную социальную среду. Их драйвер – география Юга и частная инициатива, включающая туризм и новые очаги расселения», – сказал политолог.
Позитивные изменения также происходят в городах с сильными вузами – Томске, Казани, Новосибирске и Екатеринбурге, где в следующем году пройдет Всемирный фестиваль молодежи. Гращенков называет эти города «точками роста экономики знаний», где накопленный человеческий капитал может создавать решения для реального сектора экономики.
![]()
Собеседник «ФедералПресс» также обращает внимание на «точки прорыва» – локации вокруг мегапроектов: в Хабаровском крае, Приморье, Якутии и Омске, которые связаны с транспортными коридорами и добычей критически важного сырья «Их рост – точечный, островной, но очень интенсивный», – сказал Гращенков.
В зоне повышенного риска эксперт видит регионы промышленного «ржавого кольца» за пределами столичных агломераций. Это ряд областей Центральной и Северо-Западной России, чья промышленность XX века (текстиль, машиностроение узкого профиля) так и не совершила технологического рывка. «Отток молодежи, старение населения, низкая инвестиционная привлекательность создают замкнутый круг. Депрессия здесь – не взрывная, а тлеющая, что опаснее», – сказал политолог.
К зоне риска эксперт также относит поселки и моногорода, завязанные на устаревшую металлургию, производство или угольную генерацию, а также территории севера и Дальнего Востока без мегапроектов.
«Отдельные районы Камчатки, Магаданской области, Забайкальского края, а также многие национальные поселения в Арктике сталкиваются с колоссальными вызовами из-за дороговизны жизни, климата и фактической недоступности господдержки. Здесь депрессия – географически обусловленная данность, преодолеть которую можно только сверхусилиями», – пояснил президент Центра развития региональной политики.
Политолог считает, что главный водораздел 2025 года – не между богатыми и бедными регионами, а между быстрыми и медленными, адаптивными и инертными. Гращенков убежден, что в 2026 году мы увидим углубление этой дивергенции. «Регионы-«хабы» будут богатеть и омолаживаться. Депрессивные территории – терять остатки активного населения, превращаясь в заповедники субсидий и социального обслуживания пожилых», – резюмировал эксперт.
Чего россияне ждут от будущего?
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал, что самочувствие людей в 2025 году можно назвать «мягкой посадкой». «По самооценкам людей, это год адаптации, реализма и приземления. <...> Социальный оптимизм умеренный: негативные ожидания преобладают, но негатив снизился по сравнению с 2024 годом», – сказал социолог.
Опросы показывают, что 56% респондентов считают 2025 год удачным, а 50% – тяжелым. Федоров подчеркивает, что негативные ожидания преобладают, но они снизились в сравнении с 2024 годом.
Глава ВЦИОМ обращает внимание, что у россиян преобладает оптимистический сценарий образа будущего. За полтора-два года произошел сдвиг к лучшему.
«Двум третям из нас кажется, что завтра мы будем жить лучше, чем сегодня, а послезавтра, может быть, еще лучше. В этом наше отличие от западных стран, где люди сейчас смотрят в будущее с большей тревогой, пессимизмом», – резюмировал социолог.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Вера Романескул, Ольга Юшкова


