Уверенная походка, обаятельная улыбка и добрый юмор – таким оказался первый заместитель председателя челябинского отделения Ассоциации ветеранов СВО Владимир Забегаев. Сколько совершил подвигов и сделал для помощи бойцам спецоперации, он афишировать не любит. Да и некогда — сейчас он вратарь команды по следж-хоккею (паралимпийскому виду спорта для людей с ограниченными возможностями), в которую подтягивает ветеранов СВО. Владимир у них — голкипер. Один из боев стоил ему ноги, и он уж точно знает, что спорт помогает заново научиться жить.
Разница не в километрах
Владимир Забегаев вырос в поселке Красногорский в Челябинской области. Когда исполнилось 18 лет, от армии не бегал, и крепкого, спортивного парня с радостью приняли в ряды морской пехоты. Так Владимир попал на Тихоокеанский флот. Отслужил, вернулся домой и началась обычная гражданская жизнь — семья, работа. Но произошел Майдан в Киеве.
«Мы с ребятами-морпехами начали задумываться — ну, как помочь? Приезжали беженцы, мы помогали им с размещением. С их слов уже понимали, что там творится что-то ужасное. Начали собирать гуманитарную помощь и выезжали с ней сами в те регионы. Сначала именно гражданским помогали, потом поняли, что и ополчению надо помогать», — вспоминает Забегаев в интервью «ФедералПресс» в рамках проекта «Про людей».
Одна из таких поездок стала для него переломным моментом. Село, куда они везли помощь, уже стер с лица земли украинский карательный батальон «Айдар»*: ни села, ни домов, ни мирных жителей — просто выжженное поле.
«После этого я нисколечко не думал. Точнее, шум в голове начался, и он не прекратился, пока я не попал на Донбасс. Я собрал здесь вещи (что мог, то закупил) и поехал туда», — говорит Владимир.
И добавляет, что разница не в километрах: справедливость не исчисляется расстоянием, если страдают люди и гибнут маленькие дети.
Под перекрестным огнем
Владимир Забегаев попал в 9-й отдельный Мариупольско-Хинганский полк морской пехоты. В зоне его ответственности были и разведка, и корректировка огня. Любая ошибка могла стоить жизни его бойцам, но они ему доверяли. Знали — Забегаев за чужими спинами сидеть не будет и рискует наравне со всеми.
В одном из боев Владимир был серьезно ранен, он попал под перекрестный огонь, только по ногам пришлось пять пуль. Но земляк, уральский спецназовец вытащил его, истекающего кровью, на себе с поля боя, а потом Забегаева вытащили с того света врачи. Спасти одну из ног не удалось.
После ампутации он снова вернулся на передовую — нужно же было передать знания тем, кто пришел на его место.
Научиться ползать
Для сильного и молодого мужчины потерять ногу — страшное испытание. Тем более, что другие ранения тоже давали о себе знать. Но «лежать и доживать» Владимир не собирался, очень много задач перед собой было поставлено, сдаваться обстоятельствам просто нельзя.
«Я просто понимал, что нужно встать. Сначала научился ползать, а потом уже скакал на костылях. Думал по-армейскому, по-военному. Есть задача, и нужно ее решить», — признается Забегаев.
![]()
Он научился не просто ходить, а бегать на протезе. И сразу занялся помощью другим — поддерживал семьи погибших бойцов, помогал с оформлением инвалидности и реабилитацией раненых, сопровождал ветеранов по инстанциям, добиваясь положенных им выплат. В школах проводил уроки мужества, помогал сиротам из детских домов. Кого-то из ветеранов-инвалидов СВО буквально спасал в трудные минуты.
«У нас работают различные госпрограммы, но ведь люди разные, мы же говорим про индивидуальность. Приходилось, конечно, иногда ребят просто оттаскивать от бутылки, например. Кого-то, конечно, поддерживает семья, есть близкие, а у кого-то их, может быть, нет. Но есть воинское братство, которое своих не бросает», - рассказывает ветеран Донбасса.
Как на фронте
Владимиру Забегаеву предложили поддержать региональную команду по следж-хоккею. Этот вид спорта требует не только сил, но и выносливости. Мужчина сразу понял — это то, что нужно ребятам-бойцам для восстановления. Тут не только физические упражнения, но и борьба, адреналин, воля к победе. Словом, все, как на фронте.
«В моей жизни хоккей был и раньше, я болел за нашу команду «Трактор» всегда. Но сам не играл, в детстве просто катался на коньках. А тут потихоньку начали собирать наших ребят, кто на силе духа может вывезти эти тренировки. Поверьте, они были очень сложные для нас, даже для ветеранов, которые прошли войну. Это было что-то. Первый месяц думали, что мы не выживем. Но эти тренировки позволяют нам восстановиться. К нам приезжали топовые игроки, которые в КХЛ играют, и пробовали садиться в сани. Говорят, мы вообще не представляем, как вы играете еще вдобавок. Мы сидеть не можем, кататься не можем. Все забивается, плечи забиваются. А вот мы уже привыкли», — смеется Владимир.
И признается: он чувствует свою ответственность, ведь сам начал собирать команду из ветеранов СВО. Здесь они наращивают мышцы и снова чувствуют себя сильными. А главное — избавляются от негативных мыслей.
![]()
Старший тренер сборной Челябинской области по следж-хоккею Олег Ларин вратарем Владимиром Забегаевым доволен.
«Следж-хоккей — это элита адаптивного спорта. Здесь только люди с характером могут остаться. Сначала нужно на санках научиться, потом с клюшками разбираться, только потом шайба. А Володя один из первых пришел, и ему тяжело, у него же было еще ранение руки. Ему даже было сложно поднять, если он щиток положил. Сейчас рука работает, все нормально. То есть помимо спортивной составляющей еще была реабилитация после ранений», — говорит Ларин.
По его словам, Владимир Забегаев — лидер по натуре, его слушает команда.
«Он такой активный человек, работает, занимается общественной деятельностью. Парень с характером, лидерские качества хорошие. Он умеет слышать других, умеет с людьми общаться, когда нужно свое мнение сказать, он обязательно озвучивает», — резюмирует старший тренер сборной.
«Ребята, вы нам нужны»
На примере Владимира Забегаева четко показано, что воинский дух невозможно сломить. Даже если пришлось учиться ходить заново, он справился, поддержал других.
Владимир добавляет: бойцам нужно ощущать и сопричастность государства в их судьбе. «Сейчас у нас ведется работа по трудоустройству, нам нужны такие программы. Так же, как и возможность получать образование. Ребятам помогают с протезами, лечением, поддерживают их семьи. Очень много всего, перечислять долго. Наш главнокомандующий как-то сказал: «Ребята, вы нам нужны». Это для нас очень важно», — заключает челябинский боец.
* ВКЛЮЧЕН В СПИСОК ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Фото Евгения Головкина, фото из архива Владимира Забегаева
Про людей


