Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Ближний Восток на фоне сломавшегося мироустройства: эксперты Валдайского клуба обсудили будущее региона

За неполных три года геополитический ландшафт региона преобразился

Ближний Восток остается в фокусе международной политики: это одновременно мировой центр добычи энергоресурсов и очаг военных конфликтов. Все происходящие там события так или иначе сказываются на России, поэтому геополитической обстановке в регионе посвятили очередную встречу экспертов Международного дискуссионного клуба «Валдай» и Института востоковедения РАН.

Ближний Восток в центре внимания

За неполных три года геополитический ландшафт региона преобразился. Изменилось все – расстановка сил, система отношений региональных держав, роль, возможности и поведение внешних игроков. И процесс только набирает ход, отмечают эксперты.

Можно ли рассчитывать, что система придет к новому балансу? Или теперь придется полагаться исключительно на способность дать сдачи в нужный момент? Этим вопросам посвятили первую сессию юбилейной XV Ближневосточной конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» и Института востоковедения РАН – «Забыть о балансе или выстраивать новый? Возможности и пределы силы на Ближнем Востоке во второй четверти XXI века».

«Геополитические события на Ближнем Востоке непосредственно влияют на Россию, поскольку страна вовлечена во многие процессы региона», – приветствовал участников председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий.

Как отметил модератор дискуссии, академик РАН, научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, даже крупные игроки геополитики не до конца понимают, кто определяет политику региона и как она будет дальше развиваться. «Регион находится на пороге изменений. Очевидно, сигналы, которые нам посылает Ближний восток показывают, что в регионе может что-то произойти», – отмечает эксперт.

По его словам, Ближний Восток – регион, где масса нереализованного потенциала, однако, его включение в международные дела возможно только после балансировки геополитической системы и выстраивания новой стабильности. «Система балансировки на Ближнем востоке сломалась. Сегодня нужны наладчики этого механизма», – подчеркивает Виталий Наумкин.

Позиция стран Востока

Ключевой вопрос стабильности региона строится вокруг взаимоотношений Ирана и США, и Израиля с Палестиной. Именно вокруг Ирана разгорается новый очаг военных конфликтов, и настроения в стране все больше скатываются в сторону наращивания ядерной силы, рассказал в своем докладе профессор Тегеранского университета Мохаммад Маранди. «До 12-дневной войны государственные институты всегда выступали против применения ядерного оружия и так будет продолжаться. Но после 12-дневной войны, когда США обещали не нападать на Иран, в стране теперь все уверены в необходимости разработки ядерного оружия», – отмечает докладчик.

По его словам, США используют конфликты с другими странами для стабилизации собственной политической системы, что демонстрирует кризис в Латинской Америке.

«Случай с Венесуэлой это пример того, как США решили получить быструю победу, чтобы укрепить фундамент своей рушащейся сверхдержавы», – рассказывает иранский профессор. Он признал, что существует заговор по свержению действующего иранского режима, и в этом случае дестабилизация региона ударит по всем соседям, включая Россию. «Если США получат контроль над иранской нефтью, это в итоге ударит по России и Китаю. Российская нефть станет менее значимой на мировом рынке, а Китай окажется более уязвимым», – считает Мохаммад Маранди.

Сейчас Американский стратегический фокус сместился на противостояние с мировыми державами: Россией и Китаем, отмечает представитель Египта, дипломат в отставке и бывший высокопоставленный чиновник Организации Объединенных Наций Рамзи Эззельдин Рамзи. При этом, Россия скована на международной арене украинским конфликтом, Китай – нарастающими проблемами своего региона. Это дает шанс арабскому миру для выхода на международную арену, но только в союзе арабских стран. Чтобы противостоять внешним угрозам и стабилизировать обстановку, он призвал к созданию военно-политического союза арабских стран. «Необходимо создание региональной коалиции, с фокусом на безопасность в море и на небе. Нужна устойчивая дипломатия арабских стран. Палестина должна стать приоритетом в области безопасности», – с таким предложением выступил египетский дипломат. «Порядок, созданный в регионе намного стабильнее порядка, внесенного извне», - подчеркивает он.

Представитель Турции, директор по исследованиям Института Анкары Таха Озван также призвал к региональному единству. «Сегодня мы видим зарождение нового порядка, нового баланса. Но пока мы видим, что этого не происходит. Ситуация на Ближнем востоке – это мировой кризис, который имеет глобальную сущность. И название этой проблемы – Америка», – рассказал Озван. Он подчеркивает, что «все кризисы были инициированы США и Израилем и от них зависит развитие этих кризисов».

Взгляд Израиля

Поскольку «Валдай» остается в статусе международной дискуссионной площадки, другую сторону конфликта представил израильский военачальник, бригадный генерал Армии обороны Израиля Йосеф Купервассер. Он обвинил Иран в попытке стать ключевым игроком региона, из-за чего страна нарушила соглашения о ядерном вооружении.

«Тегеран создал прокси-силы для угрозы Израилю, что привело к военным конфликтам», – рассказал военный, приняв участие в беседе по видеосвязи. Представитель Израиля настоял, что Израиль лишь отвечает на внешние угрозы, и Тель-Авив в связке с Вашингтоном собирается отстаивать свое право на региональное влияние. «Текущий иранский режим Израиль воспринимает как угрозу. Для установления порядка США и Израиль должны продемонстрировать способность контролировать регион», – заключил Йосеф Купервассер.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.