Top.Mail.Ru
Свердловская область
0

Новый закон о малом бизнесе нуждается в доработке

В июле нынешнего года Госдума в третьем чтении приняла закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». До этого момента малый бизнес России 12 лет жил по федеральному закону 1995 года. Новый документ вводит понятия «микропредприятие» и «средний бизнес», чего не было в предыдущем. К тому же в нем появились четкие критерии численности микропредприятий, малых и средних предприятий. Вводится и довольно значимый параметр – выручка от реализации товаров (работ или услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. Между тем, по словам председателя комитета по развитию малого предпринимательства в Свердловской области Евгения Копеляна, в новом законе остается масса противоречий, к тому же, необходима его более тщательная доработка.

В июле нынешнего года Госдума в третьем чтении приняла закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». До этого момента малый бизнес России 12 лет жил по федеральному закону 1995 года. Новый документ вводит понятия «микропредприятие» и «средний бизнес», чего не было в предыдущем. К тому же в нем появились четкие критерии численности микропредприятий, малых и средних предприятий. Вводится и довольно значимый параметр – выручка от реализации товаров (работ или услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. Между тем, по словам председателя комитета по развитию малого предпринимательства в Свердловской области Евгения Копеляна, в новом законе остается масса противоречий, к тому же, необходима его более тщательная доработка.

Евгений Александрович, что ждет предпринимателей в Свердловской области с принятием нового федерального закона? К чему им стоит готовиться?

За 12 лет с момента принятия первого федерального закона много всего изменилось, в том числе и в органах государственной власти и в законодательстве, и в самом малом бизнесе. Возникла необходимость укрепить сложившуюся ситуацию, сформировав задел на будущее. На мой взгляд, в том виде, в котором закон вышел сейчас, эту задачу выполнить не удалось.

Какие недоработки есть сегодня в федеральном законе?

По сравнению с тем проектом, который был принят в первом чтении, были более подробно прописаны возможности для государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе финансовой. Сейчас это из закона убрали. Многие вещи остались непонятными – часть статей просто вычеркнули. Исходя из опыта прошлых лет, могу сказать, что если есть пробелы в федеральном законодательстве, то на региональном уровне это тоже сказывается. Хорошо уже то, что в законе появилось разграничение полномочий между разными уровнями власти: федеральной, региональной и муниципальной. Сейчас муниципалитеты не смогут сказать, что они не причастны к развитию малого предпринимательства, потому что в законе четко прописаны их полномочия. Непонятно для чего сделано дробление – микро, малое и среднее.

Были ли какие-то предложения от Свердловской области в части принятия нового федерального закона?

Первоначальные предложения касались старого закона, а закон в новом виде формально даже не обсуждался с регионами. Несмотря на то, что предложения готовил не только наш комитет и Министерство экономического развития РФ, депутаты посчитали, что закон нужно принимать как можно быстрее, не принимая во внимание наработку регионов. В результате все спорные моменты были убраны.

А много было этих спорных моментов?

Я не собираюсь критиковать федеральный закон. Я просто выступаю на правах человека, который много лет занимается проблемами малого предпринимательства. Закон можно сделать лучше, а пока печально, что некоторые усилия были потрачены впустую. Например, хотелось бы в этом законе не так сформулировать подходы по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Сейчас согласно закону, который вступит в силу с 1 января 2008 года, инфраструктурой можно считать любую организацию, работающую с малым бизнесом – не важно, это банк или УГТУ-УПИ, который выиграл конкурс на обучение предпринимателей. В соответствии с текстом закона – это все инфраструктура поддержки малого предпринимательства. И собственно поддержка малого предпринимательства – это деятельность органов власти и инфраструктур, направленная на поддержку предпринимательства. Вот путаница как была в этом смысле, так и остается.

В чем конкретно возникают противоречия?

Есть такое понятие как государственная политика, а есть – государственная поддержка. И всегда происходит путаница между этими понятиями. Государственная политика включает в себя несколько элементов, одним из которых является государственная поддержка. Кроме этого, есть нормативно-правовое регулирование, есть элемент, связанный со взаимодействием властных структур и малого бизнеса, куда и входят административные барьеры, проверки, процедуры регулирования. У нас все сводилось к поддержке, и когда говорили о ней, то считали, что это политика и есть. На самом деле – это только меры поддержки, когда кого-то обучили, профинансировали, бизнес-инкубатор построили. К чему это приводит? Например, мы поддержали предпринимателя, дали ему, условно, поручительство перед банком, а в это время другой элемент государственной политики пришел и неправомерно устроил ему проверку, в результате загубил бизнес. Получается, что мы одной рукой его поддержали, а другой загубили.

Если попытаться сформулировать основные проблемы, которые возникают у малого бизнеса на Среднем Урале, с чем они связаны и как их можно решить?

Например, одна из основных проблем связана с доступом к помещениям – как у начинающих предпринимателей, так и у действующих. Если мы говорим о начинающих, эту проблему нужно решать через развитие бизнес-инкубаторов.

Что такое бизнес-инкубатор и где сегодня они работают на территории Екатеринбурга?

В моем понимании бизнес-инкубатор – это организация, которая рассчитана на то, чтобы предоставить начинающему предпринимателю условия для развития – помещение, оснащенное мебелью, техникой, по достаточно льготной цене, дополнительно оказывая консультационные, бухгалтерские услуги. Другими словами, просто помочь человеку вырасти в первые три года его работы, повысить устойчивость его бизнеса. В Екатеринбурге сегодня работает четыре бизнес-инкубатора – один находится на ЖБИ на ул. 40 лет ВЛКСМ, два объекта – на ул. Таганской и ул. Белинского, и четвертый – на ул. Уральских рабочих.

Сколько предпринимателей сегодня в них нуждаются?

На самом деле в Екатеринбурге общая площадь четырех бизнес-инкубаторов составляет около двух тысяч квадратных метров, поэтому всех желающих просто не разместить. По потребности нужно еще 10–15 тысяч квадратных метров.

Сколько лет можно предпринимателям пользоваться бизнес-инкубаторами?

Мы считаем, что три года вполне достаточно, чтобы встать на ноги.

А на каких финансовых условиях они там находятся?

В первый год работы в бизнес-инкубаторе предприниматели оплачивают его услуги от 20 до 40% от установленной суммы за квадратный метр. Подчеркну, это зависит еще от места расположения бизнес-инкубатора. Во второй – 40%, в третий год работы – 60%. Получается очень небольшая сумма. К примеру, за комнату 30 квадратных метров в месяц нужно платить 7 тысяч рублей. На четвертый год предлагаем платить 100%, если предприниматель не может, то он съезжает.

Какими видами бизнеса можно заниматься предпринимателям в бизнес-инкубаторах?

В основном предприниматели занимаются оказанием услуг населению. Что касается Свердловского областного бизнес-инкубатора, находящегося на ул. 40 лет ВЛКСМ, там есть перечень видов деятельности, которыми нельзя заниматься, в частности, это торговля, общепит, игровой бизнес.

Есть у предпринимателей проблемы, возникающие с банковскими ресурсами?

Зачастую малый и средний бизнес на определенных стадиях развития работают на заемных средствах. Для того чтобы взять в банке кредит, нужно обеспечение, которое, как правило, на начальной стадии бизнеса отсутствует. Поэтому в этом случае государство берет на себя часть рисков, выступая поручителем предпринимателей перед банком.

Евгений Александрович, в этом году государственной политике по развитию малого предпринимательства исполняется 15 лет. Какие планы на будущее у вашего комитета?

Основная задача комитета способствовать развитию малого бизнеса на территории Свердловской области, развивать его за пределами Екатеринбурга. Для этого необходимо развивать те механизмы финансовой поддержки предпринимателей, с которыми мы сейчас работаем, создавать специализированные организации – я имею в виду и муниципальные фонды, и бизнес-инкубаторы. Мы планируем либо ремонтировать помещения, которые муниципальные образования передают на эти цели, если таких помещений нет, то будем строить новые.

Уже известно, какая сумма пойдет на строительство новых бизнес-инкубаторов?

Общий объем финансирования, который планируется на следующий год, составляет 250 миллионов рублей. Из них, теоретически, почти половину можно направить на строительство новых помещений бизнес-инкубаторов. А сколько будет реально, это можно будет сказать в следующем году. Вообще, в проекте областного закона значатся две суммы – 250 миллионов рублей и 10 миллионов. 250 пойдет на меры финансовой и инфраструктурной поддержки (предоставление залогов, поручительств, микрокредитование, субсидирование процентных ставок, льготное кредитование), а 10 – на целевую программу поддержки предпринимательства (проведение форумов, съездов, издание методических материалов, содействие бизнесменам в участие в конкурсах и выставках).

Эта сумма больше, чем, например, в прошлом году?

Она больше приблизительно в три раза.

Когда будет принят закон?

Его должны принять до 1 декабря 2007 года, а там посмотрим.

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.