Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Кадровая политика страны не обеспечена ресурсами для реализации главных стратегий»

Профессор политэкономии Владимир Квинт
Сейчас в мире разработано много механизмов, позволяющих более эффективно использовать ресурсы

В рамках дискуссии на полях ПМЭФ-2016 доктор экономических наук, профессор политической экономии, иностранный член РАН Владимир Квинт рассказал корреспонденту ФедералПресс о процессах, происходящих в стране в плане стратегирования:

«Приблизительно в начале 2000-х годов, после долгих лет игнорирования, началась подготовка стратегии к принятию законодательных и подзаконных актов. Но проблема заключалась в том, что не было подготовлено кадров  для ведения этой работы. И до сих пор подготовка кадров – одна из главных проблем самого процесса стратегирования. Ведь замечательно быть хорошим экономистом, великолепным военным практиком. Но стратегия – это самостоятельная сфера науки и практики. Она требует подготовки кадров. Пока же подготовка кадров в сфере стратегирования ведется только в двух учебных заведениях страны. В МГУ и в РАНХиГС. В результате многие из подготовленных документов только носят название стратегии.

В результате происходит профанация и термина и самих документов. Исчезает вера людей в действенность самого механизма стратегии и процессов стратегирования. Что такое ресурсосберегающие стратегии? Прежде всего, и самое сложное в таких стратегиях, – проводить одновременно экономический маневр, ликвидирующий проблему, которая создала дефицит ресурсов. Можно сказать, что любая экономика ресурсодефицитна. Но возникает острая проблема дефицита ресурсов, когда не решены глобальные и главные экономические проблемы. В частности, после многих лет разговоров, когда ученые говорили, что нужно менять структуру российской экономики, сейчас это «полишинель», все знают главный структурный маневр. А можно ли одновременно со структурным маневром экономики проводить ресурсосберегающую политику? Конечно, это довольно сложная, но в то же время обычная проблема стратегирования. Здесь главное – выбрать приоритет, и важно понимать, что любая стратегия в соответствии с теорией стратегии должна быть направлена не на решение проблем, а на достижение приоритетов стратегического развития, которые, в конце концов, приведут к ликвидации тех проблем, которые видятся на первый взгляд.

Стратегия – это глубинный анализ процессов. И выбирать ее приоритеты важно не просто на основе здравого смысла, как в основном делается, к сожалению, и в России, а на основе глубокого стратегического анализа. Для этого есть специальная наука. Важно, чтобы каждый приоритет, который будет поставлен на повестку дня, имел конкурентные преимущества. Иначе любой объект стратегирования идет не туда, заканчивается полным провалом, о стратегии забывают и начинают готовить новую стратегию.

Какие приоритеты ресурсосберегающих стратегий обычно реализуются в мире? Номер один – это инновации. Но здесь есть подводный камень. Вот в России особенно популярны переводы Йозефа Шумпетера (автор учебника о теории инноваций - прим. ред.), который все инновации свел к научно-техническим достижениям. А вот есть замечательный экономист, нобелевский лауреат Эдмунд Фелпс, который легко доказал, почему упала эффективность американской промышленности: потому что исчезло движение и мотивация производственников к рационализации на каждом рабочем месте. И тут очень важно вспомнить замечательный опыт Советского Союза, когда движение к рационализации на каждом рабочем месте, совсем не обязательно связанное с технологическими нововведениями, давало огромный экономический эффект. Поэтому расчеты показывают, что с падением интереса к рационализации, с бюрократизацией производственных процессов в Америке, эффективность промышленной экономики США после 1960-х годов уже в течение 55 лет падает и никогда не достигало уровня 1958 года в соответствии с исследованиями Фелпса. 

Также перед экономистами, перед всей страной встают очень сложные проблемы стандартизации метрологии. Вот вам пара цифр: 1% экономии ресурсов ведет к увеличению национального дохода на 0,35%-0,4%. Метрология, ее достоверность – важнейшая сфера экономии ресурсов. Еще один пример. Если неэффективна метрология, неточны приборы измерения затрат и ресурсов, то падение эффективности экономики может достигать 12% от общего объема ресурсов. Вот один пример в газовой промышленности: при общем объеме потребления газа в России на уровне 228 млрд кубометров при ошибке в 0,5% остаются неоплаченными или недопоставленными порядка 117 млн кубометров газа. Только из-за того, что счетчики не работают, огромные потери тепловой энергии и, наоборот, недопоставки тепла.

Сейчас в мире разработано много механизмов, позволяющих более эффективно использовать ресурсы. У России на этом пути много деклараций. Например, принят федеральный закон 2009 года о ресурсосбережении, потом его уточнение. Но до сих пор все начинается с элементов тонкой настройки. Например, лампочки – но разве все начинается с лампочек? Этим, наверное, заканчивать надо. Нужна стратегия, нужно уделить особое внимание ресурсосбережению, экологии и здоровью человека.

Кадровая политика страны не согласована и не обеспечена ресурсами для реализации главных приоритетов стратегии. Вот в 2014 году 28 июня был принят закон о стратегировании и стратегическом планировании в стране. Он, к сожалению, поверхностно или формально реализуется. Тогда же в июне были приняты законы, уточняющие стратегию ресурсосбережения. И опять все закончилось декларированием».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.