Под силу ли справороссам, эсерам или яблочникам укрепить свои электоральные позиции за пару месяцев до единого дня голосования и какие ошибки допускают члены парламентской четверки на этапе подготовки к избирательной кампании? На эти и другие вопросы в ходе пятого заседания Экспертного клуба «Регион» ответил директор Института избирательных технологий Евгений Сучков, передает корреспондент «ФедералПресс».
«До сих пор нет полной конфигурации избирательной кампании. Непонятно, кто и в каком круге на самом деле еще может выдвинуться по сборам подписей. Непонятно, какие конфликты будут сотрясать регионы, если будут проблемы со сбором подписей, что, несомненно, сможет оказать влияние в тех или иных избирательных округах. Поэтому то, о чем мы говорим – разговор первого приближения. Хотя, ситуация в некоторых округах понятна уже сейчас.
[…] Мы сейчас в полной мере не можем оценить ресурсы кандидатов в одномандатных округах. Это, несомненно, финансы. Выборы в больших одномандатных округах – достаточно дорогое удовольствие. Далее, положительный образ кандидата, то есть то, как он отображается в массовом сознании. Это поддержка региональных элит, связи со СМИ, и, наконец, технологический ресурс кандидата – есть ли у него команда, насколько она профессиональна?
Почему я уделяю большое внимание технологической составляющей? На самом деле, последний избирательный цикл с технологической точки зрения для строительства партийных избирательных машин, был бездарно упущен. Ни одна политическая партия за этот период не превратилась в эффективную избирательную машину. Ни у одной партии нет избирательного стандарта, по которому избирательная кампания, не внедрена технология сшивки кампаний разного уровня. […] Я знаю один-два субъекта, где ее пытаются хоть как-то организовать.
[…] Внятной стратегии у «Единой России» на подходе к избирательной лично я не вижу. Пока по выступлениям первых лиц партии можно судить о том, что она будет бороться за все хорошее против всего плохого. Нормально для партии власти. Если ничего другого нет, то хорошо.
[…] Внутри КПРФ, как кстати, и в других партиях, члены поделены на три группы: на тех, у кого есть шансы. Те, у кого шансов особых нет, но они должны поработать на список. Третья группа – те, у кого шансов нет никаких. Ничего удивительного. Что касается содержания избирательной кампании, то пока из выступлений Геннадия Андреевича [Зюганова], идет классическая работа на свой базовый электорат. Никаких попыток расширения, обновления партия не производит. Задача КПРФ чрезвычайно сложная – можно начать обновление, но при этом потерять базовый электорат. Работа эта должна проводиться не только перед выборами, но и иметь длительный характер. Его я не вижу.
«Справедливая Россия», на мой взгляд, партия угасающая. Напомню, проект изначально был чисто антикоммунистическим. Была задача отнять голоса у КПРФ. Кончилось пять лет назад это тем, что отняли голоса не у коммунистов, а у «Единой России». И господин Навальный расцвел пышным цветом в значительной степени именно благодаря партии «Справедливая Россия». […] Она балансирует на грани прохождения, но в общем подтверждает тот факт, что партия как минимум не улучшает свои электоральные позиции.
Могут ли «Справедливая Россия», КПРФ и «Яблоко» неожиданным образом усилить свои электоральные позиции? Теоретически да, но только в том случае, если крупных ошибок наделает «Единая Россия». Других вариантов я не вижу».
Фото: zampolit.com