Правительство РФ приступило к приватизации «Башнефти». Организатор приватизации, «Банк ВТБ» разослал предложение о продаже 50,1% акций крупнейшим российским и мировым добывающим и перерабатывающим компаниям. В числе интересантов к приватизации оказалась и «Роснефть», что вызвало всплеск дискуссий, так как ранее компания свой интерес к этим активам опровергала. Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев пояснил, почему приватизация «Башнефти» «Роснефтью» может стать удачным ходом для бюджета страны.
«Курсирующие сегодня слухи о том, насколько крупной компанией является «Башнефть», безусловно, преувеличены. Она самая что ни на есть средняя. Среди имеющихся активов в настоящий момент наиболее интересна, конечно же, башнефтевская переработка – в одном комплексе находятся три нефтеперерабатывающих завода, и индекс Нельсона (оценивает уровень вторичной мощности преобразования на НПЗ по отношению к первичной мощности дистилляции – прим. «ФедералПресс») у этих заводов самый высокий в России. По моим расчетам (а я считаю, опираясь на полную загрузку вторичных процессов), средний индекс Нельсона по всем трем заводам составляет 9,45. При этом сами «башнефтевцы» считают, что 9,1. Но и в том, и в другом случае показатель очень высокий – по своему уровню он практически соответствует заводам США.
Все три завода («Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ» и «Башнефть-Новойл») перерабатывают около 6% всей российской нефти. Выход бензина на этих предприятиях намного, намного выше, чем на любых других российских заводах. По итогам 2015 года они произвели 11% от всего российского бензина – и все благодаря своему высокому технологическому уровню. Однако при этом «Башнефть» занимает не слишком государственную позицию на бензиновом рынке. В начале этого года на фоне падения курса рубля цены на бензин в евровом выражении у нас стали самыми низкими в Европе. И в этой ситуации российские компании разделились – часть из них стала экспортерами, и «Башнефть» (наряду с «Лукойлом») тоже. Бензинчик очень быстро побежал в Европу. Другие компании, государственные, были вынуждены «затыкать» эту дыру. В первую очередь, это была «Роснефть», затем «Сургутнефтегаз», и потом – «Газпромнефть». Эти три компании спасли российский бензиновый рынок в начале года. Но если «Башнефть» попадет в руки «ЛУКойла», то следующий бензиновый кризис будет намного сложнее.
Второе обстоятельство, которое мне представляется очень важным для сохранения «Башнефти» под контролем государства – то, что месторождения имени Требса и имени Титова по запасам выходят далеко за границы федерального значения. Их совокупные запасы нефти и конденсата составляют 98 млн тонн. Законом федеральная граница установлена на уровне 70 млн тонн. Как известно, государство такие объекты федерального значения отдает государственным компаниям, а вовсе не частным лицам. Здесь возникает некоторый конфликт интересов между законом и приватизационными программами. Необходимо отслеживать, что именно приватизируется и в каких отношениях приватизируемый объект находится с интересами государства. Поэтому мое личное мнение идет несколько дальше – я считаю, что естественным шагом является приватизация «Башнефти» опосредованно, в составе «Роснефти».
Здесь я разделяю предположения целого ряда аналитиков – с точки зрения государственных интересов продажа «Башнефти» именно в составе «Роснефти» – очень разумное и прибыльное решение для государственного бюджета. Государство могло бы просто передать свой пакет «Башнефти» (50 % акций плюс одна «золотая» акция) «Роснефти», а «Роснефть» после этого приватизировать. Таким образом, никакой стратегический инвестор не получит контроля над важнейшими государственными активами. Но при этом инвесторов, которые готовы вложиться в «Роснефть», будет совершенно немерено, и приватизация этой компании пройдет с намного большей выгодой, чем приватизация «Башнефти».
Могу сказать с полной уверенностью, что в такой приватизации примет участие Китай, безусловно примет участие Индия, с огромным энтузиазмом примут участие европейские компании (в первую очередь, конечно, British Petroleum).
Россия – номер один на нефтяном рынке мира. «Роснефть» – номер один в нефтяной промышленности России. И когда речь идет о продаже 19,5 % акций нефтяного чемпиона – это совсем не рядовое событие, как продажа «Башнефти». Продажа чемпиона всегда идет с большой премией рынку. А продажа такой средненькой компании как «Башнефть» такой премии привлечь не может. Вагит Алекперов уже сказал, сколько они готовы заплатить за эту компанию, и сумма, мягко говоря, не впечатляет – 2,5 млрд долларов. Может быть, элемент торговли – это хорошо. Но плохо, когда планка с самого начала стоит так низко. На мой взгляд, «Башнефть» стоит около 7,5 млрд долларов. Соответственно, ее половина должна стоить около 3,5 млрд долларов. Если первоначальную стоимость пакета занижают практически на миллиард – значит, не очень-то хотят покупать?»
Фото с сайта vesti.ru
Приватизация «Роснефти»