Близится конец года, эксперты одни за другим выдают неутешительные прогнозы: четвертый квартал и начало следующего года могут стать непредсказуемыми и коварными в части волатильности рубля. Недавний отказ Ирака от участия в снижении добычи, предстоящие выплаты по внешним долгам, выборы нового президента США...Последний фактор является ключевым для благополучного вывода экономики России из кризиса, уверен руководитель Центра экономических стратегий Иван Стариков.
«Правительство отчаянно пытается сформировать бюджет в заявленных параметрах - не более 3,66% ВВП. Очевидно, что этого не получается сделать по ряду причин. Причины эти связаны с тем, что помимо относительно невысоких цен на углеводороды (не только на нефть, с лагом примерно в 6 месяцев нас накрывает снижение цен на поставляемый российский газ) происходит общее сжатие налогов, уменьшается налогооблагаемая база. Соответственно, чтобы не расстроить президента, правительство начало финансировать дефицит бюджета за счет эмиссий. Эта квазиэмиссия состоит в том, что сегодня активно расходуются резервы - я думаю, Резервный фонд по факту будет исчерпан уже на конец этого года.
Еще одно важное обстоятельство заключается в том, что не оправдались все надежды на то, что санкции удастся снять, и в первую очередь - санкции, связанные с рефинансированием западных рынков. В ближайшее время стране предстоят выплаты по внешним долгам. Сам суверенный долг Российской Федерации по отношению к ВВП небольшой - в районе 15-16%. Но у нас очень большой квазигосударственный долг в лице различных госкомпаний, которые набрали кредитов. И для того, чтобы не пошли маржин-коллы, придется покупать валюту в условиях отсутствия ее притока. Последний приток чистого капитала у нас был в 2006-2007 году, этот профицит по текущему счету был чисто нефтедолларовым. Соответственно, сейчас для того, чтобы закрыть проблемы со снижением внешних долгов квазигосударственных компаний, для покупки долларов придется напечатать денег.
В конечном счете это выразится в том, что придется девальвировать рубль, который, казалось бы, укрепляется. По моим прогнозам, в пределах ближайших трех месяцев стоимость рубля закрепится на уровне 75-77, и даже 80 рублей за доллар. При том, что реальные располагаемые доходы населения и дальше продолжат снижаться, у нас есть еще и критический импорт, который существует объективно и который мы и далее должны закрывать. Соответственно, если не допустить критического снижения этого импорта, мы неизбежно выйдем на дефицит текущего платежного баланса. Пока что это не так много в отношении к золотовалютным резервам, однако в конечном счете государству все равно придется в них залазить, а это уже совсем плохо - это сигнал из разряда «понесли драгоценности в ломбард». И особенно такой сигнал плох, когда в условиях относительной стабильности рубля то же рейтинговое агентство Fitch стало повышать прогноз в отношении российской экономики с негативного на стабильный. Как только мы залезем в золотовалютные резервы, кредитные рейтинги России сразу же упадут вниз.
А это означает, что если даже мы получим возможность рефинансироваться, мы сможем это делать только под очень большие проценты. Что же касается внутренних заимствований - правительство неровно дышит к тем 24 триллионам рублей, которые находятся на вкладах. Но во-первых, эти 24 триллиона рублей крайне неравномерно рассредоточены: 67% россиян вообще не имеют никаких сбережений. Во-вторых, оставшаяся треть населения достаточно консервативна, и она вряд ли будет покупать облигации федерального займа под 9% годовых. Для того, чтобы их сподвигнуть, необходимо будет повысить процент по облигациям - и тогда мы влезаем в очередную финансовую пирамиду с вытекающими последствиями.
Во всей этой истории необходимо находить нетривиальные решения, суть которых состоит в том, что 17 января 2017 года в Овальный кабинет Белого дома войдет новый президент. Кто бы это ни был, необходимо начинать перезагрузку отношений с Западом. Другого варианта в ближайшее время нет. Все попытки «закуклиться» ни к чему хорошему не приведут».