Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Без значительной господдержки и инвестиций импортозамещение невозможно»

Процесс импортозамещения в России приостановлен, говорится в свежем мониторинге экономической ситуации, который подготовили эксперты РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ.

«Статистические данные за 2015 год свидетельствуют, что реализация потенциала импортозамещения была низкой, новыми возможностями смогли воспользоваться лишь некоторые отрасли», — указывают эксперты. Одним из факторов приостановки импортозамещения стало укрепления рубля в первых трех кварталах 2016 года.

«Фактически закрепить временные «успехи импортозамещения» не получилось: краткосрочное преимущество, полученное рядом отраслей от падения курса рубля и введения санкций и контрсанкций, не было подкреплено преобразованиями, которые стали бы основой устойчивого роста в средне- и долгосрочном периоде», — отмечается в обзоре. Комментирует кандидат экономических наук, основатель и руководитель финансовой и консалтинговой компании Gromanz Евгений Торкановский:

«Ситуация с импортозамещением сильно отличается по отраслям. За 2,5 года реализации правительственных программ и дорожных карт основным бенефициаром предпринятых мер является агропромышленный комплекс, т.е. сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, а не прогрессивное машиностроение. Это соответствует прогнозам экономической науки, так как импортозамещение работает на те же отрасли, что и в 17 веке, импортозамещаются те товары, на которые предъявлен платежеспособный спрос на внутреннем рынке и производство которых в России (в том числе и благодаря санкциям и страновым ресурсным характеристикам) более выгодно, чем импорт.
В то же время без значительной и безвозвратной государственной поддержки по линии инвестиций импортозамещение высокотехнологичной продукции невозможно, так как объем внутреннего российского спроса на такого рода продукцию абсолютно незначителен в рамках глобального рынка, а на международном рынке большинство российских технологий котируются не слишком высоко. Отчетными примерами мелкосерийного импортозамещения по-русски являются гражданская авиационная промышленность и производство тягачей, объем производства которых за время импортозаместительной политики продолжил падение несмотря на стимулирующие меры и девальвацию рубля. Аналогичная ситуация с вагонами и локомотивами. На них просто нет достаточного внутреннего спроса. Поэтому единственная возможность – поставки на экспорт, но это уже совсем другая экономическая концепция – экспортоориентированной экономики с встраиванием в соответствующие глобальные цепочки добавленной стоимости, так как успешный выход на сформировавшиеся рынки возможен либо в них, либо с товаром, кардинально изменяющим правила игры, а не с аналогами и дженериками существующих лидеров рынка, причем по завышенной цене».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.