Ленинский суд города Киров приговорил Алексея Навального к 5 годам условного срока по «делу Кировлеса». Однако, оппозиционер заявил, что условный срок не изменит его решения об участии в президентских выборах. «Этот приговор мы не признаем, и он будет отменен. В соответствии с Конституцией, я могу участвовать в выборах». Кроме того, юристы оппозиционера Ольга Михайлова и Иван Жданов также считают, что политик сможет выдвигаться на должность президента РФ, если он не будет отправлен в колонию. Сам Алексей Навальный выразил уверенность, что этот приговор будет отменен, как и первое решение суда по этому делу в 2013 году. Он также намерен обратиться в Комитет министров Совета Европы, поскольку власти РФ, по мнению Навального, не исполнили решение Страсбургского суда, который обнаружил нарушения в его деле. О том, есть ли у Навального какие-то шансы все-таки участвовать в выборах и что происходит с российской оппозицией говорит политолог Алена Август:
«В вопросе часто скрыт ответ, говорят мудрецы. Так и здесь. По поводу шансов есть именно «хоть какие-то» – по закону, совершившие тяжкие преступления утрачивают право попытки стать кандидатом, соответствующая поправка возникла в 2012 году и чуть ли не первая проба ее действия произошла на выборах мэра подмосковного Воскресенска. И логично в целом, говоря народным языком, не допускать «до кормушки», кто уже показал, как ею пользуется в своих интересах. Сейчас штаб Навального распространяет пояснялки, что «все-таки можно и прочее», где ключевой фразой, на мой взгляд, является завершающая с просьбой продолжать засылать финансирование. Между прочим, кажется смешным, но автонастройки даже со студенческих кошельков по пять сотен ежемесячно в масштабах страны – суммы приличные, так что конвертировать романтику в деньги Навальный научился.
По поводу участия в выборах – участие может быть многофакторным – «если не тушкой, так чучелком», в качестве «главного советчика» или дежурной "народной совести" в СМИ, в чем (в совести да еще и народной) многие граждане последнее время сомневаются, говоря о Навальном.
А вот дела с лидером оппозиции довольно плохи. И это – большая печаль. Потому что оппозиция, если она настоящая, а не картонно-выхухолевого плана с запахом засушенных яблок и выцветшим галстуком на довольно пожилой шее – как у нас сейчас, а если она реальная – думающая, действующая, объединяющая, то она как раз бодрит власть искать верные решения существующих проблем, выступая неким внутренним критиком, коммуникатором с населением и прочее. Наша же оппозиция сейчас настолько ушла в себя и свои внутренние финансовые переживания, что спит не только в межвыборный период, но и в ходе кампаний, как мы могли видеть в 2016 году.
Интересы каждой типа-оппозиционной или малой партии настолько завязаны на «дайте денег» и «мы тут одни в белом пальто», что все попытки выбора лидеров оппозиции проваливаются, не начавшись. Примеров тому было множество.
Поэтому «какая-то» оппозиция будет, но в привычной для себя роли «ни о чем». Кто-то по сценарию, данному свыше, кто-то по внутреннему безумному сценарию – но все это «мимо кассы», то есть мимо цели выиграть либо причинить счастье стране.
Это печально еще и потому, что крупным фигурам (фигуре) довольно неинтересно играть на мелкотравчатом фоне подобной оппозиции, так что смысловой задачей технологий и сценариев предстоящей кампании будет именно ее оживление плюс практические методы вовлечения населения в избирательный процесс – волонтерскими проектами, живыми историями, ведь более всего в наш век гаджетов люди ценят искренность, так и у власти есть сейчас потребность в этой некой новой искренности».