Об этом заявила директор «Petrova Five Consulting» Марина Петрова на III Экспортном форуме «Беларусь молочная», прошедшем на прошлой неделе в Минске.
«За 2 года после введения продуктового эмбарго объем производства питьевого молока в России вырос на 3%, сметаны – на 5%, творога – на 9%, но при этом производство кисломолочных продуктов сократилось на 1%. Сильнее других сегментов выросло производство сливочного масла (+12%) и сыров (+35%). Однако темпы роста молокосодержащих продуктов в этот период существенно превышали производство натуральных молочных продуктов – так, производство масляных cпредов выросло на 20%, а производство сырных продуктов – на 56%.
На фоне сокращения реальных доходов населения и роста цен на молочные продукты, произошло изменение потребительского поведения – так, по данным AC Nielsen 80% российских потребителей стали экономить на базовых продуктах, 45% перестали покупать или значительно сократили объемы покупок молокоемких продуктов (в первую очередь, сыра и сливочного масла). Кроме того, 25% потребителей стали искать магазины с более низкими ценами и еще 20% перешли на более дешевые бренды.
При этом есть и успехи в процессе импортозамещения. За два последних года российские сыроделы значительно увеличили объемы производства, заместив часть сыров группы «Тильзитер», ранее поставляемых из европейских стран. Однако продукты премиального сегмента заместить не удалось. Несмотря на рост производства премиальных фермерских сыров, их объемов и, что особенно важно, качества пока явно недостаточно для удовлетворения потребностей российского рынка.
Проблема в том, что российские потребители стали более требовательны к качеству приобретаемых продуктов. Сложилась парадоксальная ситуация: со снижением дохода потребительская ценность каждой порции сыра растет – он становится премиальным продуктом и потребители выдвигают высокие требования к его качеству. Но для того, чтобы оставаться рентабельным, производителям нужно снижать цены и себестоимость продукции, а вместе с этим падает качество. И решить эту проблему пока не удается ни российским, ни белорусским производителям».