Завершившаяся весенняя сессия еще раз показала: влияние Госдумы (и особенно «Единой России» – фракции, располагающей большинством в нижней палате) на региональную политику в целом растет. Но и депутаты заксобраний приобретают дополнительные возможности, которые в будущем могут позволить им немного потеснить федеральных парламентариев на региональной политической доске – считает Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций
«Нижняя палата в последние месяцы работала с региональными социальными конфликтами – как точечно (отметим реновацию), так и по «площадям» (проблемы обманутых дольщиков, охватывающие широкий круг регионов). Серьезные шаги в этом направлении были сделаны с начала работы нынешнего созыва Госдумы. Таковы слушания Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в декабре 2016 года, на которые были приглашены противники муниципальной реформы в Подмосковье. Это придает Госдуме принципиально иной статус. Раньше на крупные социальные конфликты в регионах реагировали прежде всего премьер или президент. В ближайшей перспективе парламент может «разгрузить» первых лиц государства от части задач по «ручному управлению», которые создают столько поводов для иронии. Это вносит дополнительные штрихи и в президентскую кампанию-2018.
Губернаторы, на первый взгляд, получают в помощь еще один институт для реагирования на социальные конфликты в ситуации, когда проблема уже разрослась, но все еще можно обойтись без вмешательства президента и связанных с этим рисков для позиций главы региона. Но с другой стороны, получается, что руководство Госдумы теперь может и привлечь дополнительное внимание тем или иным региональным проблемам, даже вывести их в федеральную повестку. То есть, губернаторы в будущем будут вынуждены и оглядываться на парламент. Это может создавать дополнительные возможности для парламентской оппозиции (отметим роль депутата от «Справедливой России» Галины Хованской в той же эпопее с обсуждением реновации). Но больше очков, конечно, получит доминирующая в Госдуме «Единая Россия».
Нововведения в работе нижней палаты нынешнего созыва влияют на баланс политических сил в регионах и по-другому. После мер по наведению дисциплины в рядах депутатов в ходе осенней сессии федеральные парламентарии вынуждены больше времени находиться в Москве. То есть они отдаляются от региональной политической повестки. Это усиливает их «текущую индентификацию» с партиями, и прежде всего – с «Единой Россией». Но это и шанс их потеснить для депутатов региональных заксобраний или даже местных представительных органов (прежде всего, из крупных муниципальных образований).
Судя по всему, новые возможности для этих местных и региональных игроков еще будут появляться. Например, не так давно председателями обеих палат Федерального Собрания при поддержке видных парламентариев (глав комитетов Госдумы и Совета Федерации – Павла Крашенникова и Андрея Клишаса) был внесен законопроект, предполагающий, что руководителям территориальных органов федеральных ведомств придется отчитываться перед региональными заксобраниями по приглашению последних или присылать вместо себя кого-то из подчиненных. Стоит отметить, что по тексту законопроекта приглашение федерального чиновника на отчет в заксобрание осуществляется «с указанием интересующих членов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вопросов». Но это не значит, что выступление пройдет максимально предсказуемо. Приглашенный руководитель по сути заранее будет знать лишь тему выступления, но при этом «отвечает на вопросы членов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в порядке, определенном регламентом или иным актом». То есть, его роль не ограничится просто произнесением заранее подготовленной речи – вступить в публичный диалог с депутатами ему тоже придется. И тут чиновника могут ждать сюрпризы – как в рамках самого заседания, так и при выходе соответствующих публикаций в региональных СМИ.
Депутаты заксобраний от появления такого законопроекта выигрывают. Конечно, от одной этой инициативы их политический вес, в среднем по стране, вырастет буквально «на граммы». Тем не менее, у заксобраний появится еще одна возможность генерировать информационные поводы, а у их депутатов – этими поводами воспользоваться. Пусть немного, но возрастет их роль в региональных публичных конфликтах. В ходе осенней сессии Госдумы возможно появление новых инициатив в том же ключе.
Кто извлечет выгоду из возможного изменения баланса сил в региональной политике? Здесь вновь неплохие стартовые позиции у «Единой России», доминирующей в заксобраниях и имеющей хорошую «скамейку запасных» на местах. Скажем, в случае с упомянутой выше инициативой об отчетах территориальных органов ведомств депутаты от этой партии смогут, если понадобиться, устраивать жесткий «экзамен» непопулярным федеральным чиновникам, работающим в их регионе. Крайних скептиков это в стан «единороссов», конечно, не привлечет. Но на часть колеблющихся избирателей, при эффективной подачи таких заседаний в СМИ, произведет впечатление.
Может ли развитие этих тенденций повлиять на формирование уже следующего состава Госдумы – в 2021 году? Вполне возможно. С одной стороны, если парламент в ближайшие годы примет дополнительные меры, вольно или невольно укрепляющие позиции депутатов региональных заксобраний, у тех появятся конкурентные преимущества в борьбе за места в Госдумы. Возможно, и у губернаторов будет больше стимулов поддерживать таких кандидатов (в том числе, уже на этапе борьбы за выдвижения от партий, скажем, в ходе «праймериз»), а не отдалившихся от них в ходе работы в Госдуме части действующих депутатов.
С другой стороны, нынешние федеральные парламентарии должны будут компенсировать потери из-за меньшей личной включенности в региональную повестку. Возможный путь – искать поддержки федеральных ведомств и групп влияния. Обратим внимание – целый ряд оппозиционных депутатов, прошедших в нынешний созыв Госдумы по округам, получили эту возможность именно благодаря серьезным федеральным связям. А новые стимулы для более тесной работы с федеральными ведомствами наиболее амбициозных депутатов может открыть для них и другую карьерную перспективу – их чаще будут рассматривать как кандидатов на посты врио губернаторов (не обязательно в своем регионе).
Это вполне вероятный вектор развития региональной политики на ближайшие годы. Возможно, новые важные штрихи к этому сценарию будут внесены «Единой Россией» уже в ходе предстоящей осенней сессии Госдумы».