Госдума и Совет Федерации одобрили изменения в законодательство о долевом строительстве, которые предусматривают не только создание компенсационного фонда дольщиков, но и ужесточение требований к строительным компаниям. С какими последствиями могут столкнуться российские застройщики, рассказывает аналитик рынка недвижимости Алексей Чемоданов:
«Изменения в законе о долевом строительстве идут не в развитие самой системы строительства таким способом, а, по моему мнению, под флагом защиты дольщика, наоборот, идет сворачивание жилищного долевого строительства в стране по принципу «нет долевого строительства – нет обманутых дольщиков». Новые требования, которые закладываются этим законом, направлены на то, чтобы сделать жизнь застройщиков все труднее.
Что такое долевое строительство? Это беспроцентное кредитование застройщика населением. То есть застройщики могут строить дома, не привлекая банковские кредиты. Я понимаю последовательные изменения в закон о долевом строительстве как лоббирование интересов банков в Государственной думе с тем, чтобы долевое строительство вообще свести к нулю.
Появилось требование, что застройщик может привлекать долевые средства, если в течение трех лет до этого он построил не менее 10 тыс. кв. метров жилья. Понятно, что теперь ни одна новая фирма с новым проектом не сможет по долевке ничего строить – только за счет собственных средств или банковских кредитов. Это с одной стороны. С другой стороны, требование иметь 10 % от стоимости строительства на своем расчетном счету вновь созданным или мелким строительным компаниям выполнить очень трудно.
С новыми и мелкими компаниями все понятно, казалось бы, крупные застройщики могут удовлетворять этим требованиям. Но что за абсурдность строить только по одному разрешению на строительство? То есть застройщик не может получить второе разрешение , пока не будет построен объект (или группа объектов) по первому разрешению. О каком строительстве микрорайонов тогда вести речь? А как строить одновременно на разных площадках? Как достраивать долгострои? И, наконец, о каком наращивании объемов строительства говорить, когда можно строить только по одному разрешению?
Новым требованиям сейчас смогут следовать, условно говоря, «старички-середнячки», то есть компании, которые уже давно на рынке и которые потихоньку строят дом за домом. Остальным либо уходить от закона в какие-то другие схемы, то есть привлекать средства не в рамках договоров долевого участия, а по каким-то другим схемам, либо это строительство, чего, наверное, и добивается банковское лобби, с помощью банковского кредитования. И продаваться новостройки в таком случае будут после сдачи. Казалось бы, с точки зрения покупателей, это хорошо: риски нулевые, но с точки зрения застройщика, это нехорошо. Теперь застройщик должен дом построить, а потом его продать. Если раньше цикл проекта составлял 2–2,5 года, то теперь длительность проекта значительно увеличивается, ведь построенный дом еще нужно продать. Если растет срок проекта, снижается рентабельность инвестиций. Как застройщик может компенсировать снижение рентабельности? Только увеличением доходной части, значит, будут расти цены. Рисков для покупателей новостроек не будет, но цены для них вырастут. На самом же деле хорошо банкам – с одной стороны застройщики станут больше кредитоваться у них, а с другой стороны, при выросших ценах размеры ипотечных кредитов также вырастут».
Фото: мультимедиа.минобороны.рф.