Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Страховые компании сами определяют, сколько стоят те или иные автодетали»

Автоюристы сообщают о снижении расчетной стоимости отдельных запчастей в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА) с 1 августа 2017 года при том, что последний раз справочники обновлялись совсем недавно – 1 июня 2017 года и также в сторону снижения. В условиях, когда по расценкам РСА приобрести запчасти и так невозможно, людям, получившим денежную компенсацию, приходилось добавлять собственные денежные средства на ремонт или ремонтировать машину в гаражных сервисах и у умельцев, работающих нелегально или полулегально. После введения натурального возмещения автомобили потерпевших после ДТП направляются на ремонт в СТО, с которыми страховщики заключили договоры. Но из-за недостаточности сумм, начисленных страховыми компаниями, автосервисы начали отказываться от ремонта. В чем проблема справочников РСА и каков алгоритм действий автовладельца во взаимоотношениях со страховой компанией, «ФедералПресс» рассказал руководитель «Центра помощи автомобилистам» (г. Нижний Новгород) Сергей Кузин:

«Дело в том, что информация в справочниках РСА изначально не соответствует требованиям «Единой методики по определению стоимости восстановления транспортных средств», принятой Центробанком, в которой четко прописано, как должна быть рассчитана средняя стоимость запасных частей. В ней указано, что эксперт должен брать стоимость запасных частей из базы стоимостной информации, к которой предъявляются требования, которые очень подробно расписаны в отдельной главе этого документа. Мы выделили там порядка 18 требований – 18 критериев, которым должна соответствовать база стоимостной информации. И, как написано в этом нормативном документе, если такая база есть, эксперт обязан брать цифры из нее; если ее нет – эксперт обязан проводить статистические наблюдения самостоятельно, то есть сравнивать цены и определять среднюю стоимость по региону.

Одним из 18 требований является согласование этой базы стоимостной информации с Российским союзом автостраховщиков. Но это только одно условие. Несмотря на это в Нижнем Новгороде и вообще в России в целом уже более полугода существует практика, по которой страховые компании выплачивают деньги именно на основании справочников РСА. Причем справочники РСА ни одному критерию, кроме того, что они согласованы Российским союзом автостраховщиков, не соответствуют. И, кроме того, эти справочники напрямую нарушают федеральный закон о судебно-экспертной деятельности, которому должны следовать все эксперты в России. Этот федеральный закон стоит в одном ряду с законом «Об ОСАГО».

Справочники РСА обновляются два раза в год. Когда вводили последние поправки о натуральном возмещении как принудительной мере, мы обратили внимание, что в справочниках РСА цены на запасные части вдруг упали. Стоимость запчастей на различные автомобили была снижена вплоть до 30 % при том, что этой процедуры вообще не может быть. То есть информацию в базах данных можно только актуализировать – два раза в год. А она меняется в ручном режиме, то есть это не автоматизированная система, страховые компании посредством своего коллегиального органа – РСА – сами определяют, сколько будут стоит те или иные детали, то есть какую сумму они будут выплачивать автомобилистам. Это ли не верх абсурда?

Когда применялись эти справочники, мы пытались обратить внимание на это, проводили совещание в Общественной палате РФ. Но нам не удалось привлечь достаточного внимания к этому вопросу. К сожалению, федеральное лобби страховых компаний настолько мощное, что с ними тягаться тяжеловато.

В августе справочники обновились, и информация в них в лучшую сторону не поменялась. Какие-то детали становятся дороже: РСА исправляет ошибки. Но справочники содержат информацию о нескольких миллионах запасных частей, и обработать эту базу вручную невозможно, причем сайт РСА, где содержится эта база, выдает только по три детали по запросу VIN номера. Если в день количество обращений превысит 100, то сайт выдаст сообщение о том, что ваш лимит исчерпан и следует обратиться завтра.

Что делать автомобилистам в такой ситуации?

Первое: строго следовать требованиям закона. В первую очередь нужно подавать документы в страховую компанию. Некоторые страховые компании пытаются автомобилиста обмануть и говорят, чтобы он сначала показал машину или сделал еще что-то, а потом страховая компания примет документы. Это нарушение закона. С подачи документов начинаются любые процессы урегулирования убытка.

После того, как автомобилист подал документы, важный момент – сам осмотр. В процессе осмотра нужно обязательно оставить себе копию акта осмотра (сфотографировать его). Если автомобилист это не сделает, то доказать в дальнейшем содержание этого акта он уже не сможет, а страховая компания сможет внести в него любые исправления, какие посчитает нужными.

В процессе осмотра автомобилист должен высказывать свое мнение и, если с чем-то не согласен, прописать это в акте осмотра. В любом случае, согласен ли автомобилист с актом осмотра или нет, он его подписывает, только если не согласен, указывает это в акте. Не подписывать акт осмотра мы не рекомендуем в связи с тем, что это за него могут сделать сотрудники страховой компании, что доказать в дальнейшем будет невозможно: почерковедческие экспертизы никто проводить не будет.

После того, как осмотр произведен, автомобилист должен обратить внимание на направление, которое ему выдает страховая компания. Это строго формализованный документ, к которому законом предъявляются определенные требования по его содержанию. Если транспорт страховщик направляет на принудительный ремонт в автосервис, то есть у автомобилиста нет выбора, он ни в коем случае не должен доплачивать – платить за износ из собственного кармана. Когда принимались изменения в закон «Об ОСАГО» в части «натурального возмещения» основное внимание акцентировалось именно на том, что ремонт в сервисе будет выгоден авто- и мотолюбителям потому, что износ не будет учитываться.

Поэтому важно внимательно читать направление. Если направление, выданное страховой компании требует от него доплаты, автомобилисту придется указать, что он не согласен в претензии, но, несмотря на это, доплату производить все равно придется (иначе его автомобиль не отремонтируют). И обратиться с суд. Впоследствии, уже суд напомнит страховой компании об её обязанностях и взыщет доплату в пользу заявителя.

Также ни в коем случае не нужно подписывать документ, в котором вы чего-то не понимаете или с чем-то не согласны, например, дополнительный договор. Нужно позвонить и получить юридическую помощь, чтобы не оказаться в беде в дальнейшем. Нужно внимательно читать документы, и, если на странице есть свободные поля, на них нужно поставить прочерк.

Эти простые советы позволят автомобилистам получить страховое возмещение максимально быстро и в полном объеме».

Фото: pixabay.com.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.