Директор регионального Госжилстройнадзора предлагает губернатору отменить мораторий на проверку строительных компаний из числа малого и среднего бизнеса и исключить ЖСК из цепочки посредников. На сегодняшний день в реестре обманутых дольщиков находятся тысячи покупателей жилья в 18 долгостроях. Собирая сотни миллионов рублей с продаж, застройщики замораживают объекты, ввергая покупателей в финансовую кабалу. Директор департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Алексей Россолов поделился с «ФедералПресс» своим видением решения злободневной проблемы:
«Такие проблемы, как отставание от графика, отсутствие работников на строительном объекте, невозможность выяснить, куда потрачены собранные деньги, вопросов — масса. Чтобы избежать этого, нужно категорически раз и навсегда разделить: если земля выделена застройщиком для ведения строительства с привлечением средств дольщиков, то никаких ЖСК при ведении этого строительства быть не должно. ЖСК должно быть только определенной формой, как это было в советское время. Это группа людей, которая вложила свои паи, получила в исполкоме муниципалитета земельный участок и на нем сама решает, кого ей привлекать в качестве подрядчика, генерального подрядчика, каким образом распоряжаться деньгами, выбирать управление ЖСК.
Но сейчас форма ЖСК используется для того, чтобы уходить с деньгами от людей. Если мы с вами переберем все 18 проблемных объектов, которые сегодня опубликованы на сайте Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, то мы увидим, что две трети из них, как минимум, связаны с привлечением средств жилищно-строительных кооперативов. Особенно много ЖСК, которые невозможно даже проверить, так как они созданы до 2009 года, по закону их мы проверять не можем.
С 1 января 2017 года действует новая норма. Теперь ни один застройщик не вправе привлекать деньги граждан, не получив заключение о соответствии в органе государственного строительного надзора. Сдается целый пакет документов, на основании которых выносится вердикт: либо отказ, либо официальная бумага — заключение о соответствии, которое дает основания привлекать средства граждан. В 2017 году мы выдали 50 заключений о соответствии, то есть какой-то отсев уже есть. Кто попало и как попало уже не может просто так публиковать просто так объявления в газете или на телевидении с призывом: «Мы здесь небольшой рай строим, приходите к нам, несите свои деньги».
Прежде чем заключить договор долевого участия, потребуйте у того, кто вам предлагает купить долю или вступить в отношения, связанные с долевым участием, заключение о соответствии. Если это вам показать не могут, как бы вам не нравились цена и место, убедительно просим от этих людей отходить в сторону. В противном случае вы сами себе создадите проблемы. Сейчас мы стараемся делать упор на то, что даже если мы видим отставание от графика строительства, который заявлен и проходит строительный надзор, мы сразу же начинаем проверку, чтобы избежать того, что было раньше. Мы сразу начинаем каким-то образом решать вопрос о том, что делать с этим застройщиком. В том числе для этого и был создан координационный совет при губернаторе Свердловской области, который возглавляет первый вице-губернатор Владимир Тунгусов, а я являюсь там заместителем председателя.
Государство сейчас идет навстречу малому и среднему бизнесу, который занимается строительством. Тем не менее, реальные факты показывают, что в рамках ведения строительства это является одной из форм ухода от контроля. Те компании, которые являются субъектами малого и среднего бизнеса по своей юридической форме и используют деньги граждан, должны быть исключены из числа неподлежащих проверкам компаний — мораторий, предоставляемый государством, на них распространяться не должен. Для того, чтобы не попасть в сети недобросовестных застройщиков, в дальнейшем мы направим это предложение губернатору Свердловской области.
Отсутствие у органов стройнадзора полномочий проверки целевого использования средств граждан жилищно-строительных кооперативов также создает возможности для злоупотреблений, фактически хищения денег, возникновения мошеннических схем. Сейчас мы можем приостановить деятельность недобросовестных застройщиков только через суд, поэтому, на наш взгляд, необходимо, чтобы у стройнадзора были такие полномочия приостановления в административном порядке».