Банк России изучает возможность создания национальной системы передачи финансовых сообщений на основе технологий распределенных реестров (блокчейна), сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в ходе форума инновационных финансовых технологий Finopolis. При этом рубль в любом случае останется государственной валютой, подконтрольной Банку России. В то же время Набиуллина подтвердила позицию Банка России о нецелесообразности легализации криптовалют, основанных на блокчейне, равно как и «частных» денег в любых других формах. Минфин заявлял о планах наделить криптовалюты статусом, близким к статусу ценных бумаг, торгующихся на бирже. Своим прогнозом на будущее криптовалют поделился Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ:
«Сейчас мы наблюдаем ничто иное как битву старого с новым: большинство финансистов, принимающих сейчас решение по экономической политике государств привыкло к текущему мировому устройству и не допускаем мысли о каких-либо изменениях, в том числе таких глобальных как появление независимых международных валют. Финансовая система постоянно меняется – только в прошлом веке несколько раз вносились крайне серьезные коррективы: например Бреттон-Вудская и Ямайская валютные системы. Безусловно, переход на абсолютно независимую от государств валюту еще так ярко никогда не обсуждался, но предпосылки подобных рассуждений возникли уже достаточно давно. Фридрих фон Хайек, нобелевский лауреат по экономике, в 1976 году поднимал вопрос об устранении монополии центральных банков на выпуск денег, создав среду, где частные валюты конкурировали бы между собой и наиболее стабильные из них вытесняли те, что не справляются со своими обязанностями. Достаточно логичный шаг в условиях понимания плюсов конкурентного рынка и минусов монопольного положения той или иной организации.
При этом важно понимать, что любая государственная криптовалюта не сможет стать международной и хоть как-то конкурировать с биткоином – все дело именно в способе ее эмиссии и отсутствии контроля централизованного регулятора. Поэтому создание некоего «крипторубля» может быть достаточно полезным для решения внутренних проблем страны, вроде контроля за движением денежных потоков и искоренения коррупции, тем не менее, стать полноценным обменным средством на глобальном уровне подобный «апгрейд» не сможет.
В данный момент стало актуальным говорить об уходе от гегемонии доллара и использовании альтернативных денег: Россия, например, активно вкладывает накопления в золото вместо американских госбумаг и планирует торговать газом с Китаем за юани, который сразу же будут конвертироваться в «благородный металл» на Шанхайской бирже; Иран использует бартерный обмен с другими странами, а Пекин, используя свое влияние принуждает некоторое страны принимать к оплате свою нацвалюту. Данной процесс передвигается медленно, золото и юани сильно уступают американской валюте в простоте и удобстве, однако, самый логичный путь для стран-борцов с влиянием доллара – независимые криптовалюты по прежнему игнорируется. Можно с уверенностью сказать, что в конечном итоге выиграет то государство, которое первым пойдет навстречу новой технологии и начнет развивать это направление».