Социологи отмечают резкий рост доли потребителей платных медицинских услуг до 50 %. Однако реальная причина обращения к платным врачам граждан не в качестве медицинской помощи государственных поликлиник или в росте благосостояния, а в труднодоступности получения бесплатной медицинской помощи. Ситуацию для «ФедералПресс» прокомментировал координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков:
«Низкий уровень доступности обязательной медпомощи связан с тем, что поликлиники самой организацией своей работы навязывают платные услуги. Начинается все с записи на прием к врачу, когда пациенты неделями не могут получить талон. Так как их всего к узкому специалисту выкладывают по 4-5 в день. И вот приходится идти в обход. Тот же самый «занятой» узкий специалист за деньги примет оперативно. В рамках проекта «Народная оценка качества» довольно часто мы сталкиваемся с тем, что граждане зачастую пользуются платными услугами именно в государственных поликлиниках. Что говорит не о качестве медицинской помощи, а о ее доступности.
Чаще всего за прием пациенты платят в поликлиниках областных центров. Из-за того, что участковые терапевты не выписывают направление. И когда человек проехал 200-300 км, на месте выясняется - доктор без направления не принимает. Как правило, пациент соглашается пройти платный прием, лишь бы не возвращаться обратно ни с чем.
Если вас куда-то отправляют без направления к узкому специалисту или на анализы, надо уточнять причину отказа. ОМС предусматривает оплату любой медицинской помощи, которая существует. Что не попадает в систему ОМС - считанные единицы. И если врач не дает направление, надо потребовать с него вразумительный ответ или идти к заведующему отделения, к главврачу. Если и они не дают логичного объяснения, обращайтесь к представителю своей страховой компании или в Росздравнадзор. А если и здесь не помогли – пишите заявление в прокуратуру».