10 ноября Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования опубликовал данные о количестве банкротств в России в третьем квартале 2017 года. По информации ЦМАКП, их число возросло по сравнению со вторым кварталом на 3 %. В сопоставлении с июлем-сентябрем прошлого года увеличение достигло 12,4 %. Такой уровень банкротств организаций превысил пиковое значение марта 2015-го и приблизился к историческому максимуму, который фиксировали в октябре 2009 года. По мнению финансовых аналитиков, на рост банкротств влияют два фактора: слабый потребительский спрос вследствие падения реальных доходов населения и медленное снижение ключевой ставки относительно инфляции. Ситуацию прокомментировал Президент торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев:
«Основную роль в массовом банкротстве предприятий сыграла волна банкротств банков. Среди многочисленных клиентов этих банков, которых уличали в обналичивании средств, было немало и порядочных предприятий малого и среднего бизнеса, которые держали там активы. В результате того, что деньги застряли в банке, организации не могут дождаться своих средств и выполнить юридические обязательства. Срабатывает эффект домино – если упала одна фишка, упадут и другие. Предприятия, потерявшие свои активы, не могут получить средства на зарплату, на налоги, на текущую деятельность.
Тогда они приходят к банкротству. Как правило, не сразу – вначале организации идут на сокращения – количества людей, уменьшения зарплат. Кроме того, учитывая уменьшение денежного оборота, которое искусственно спровоцировал Центробанк, потребители меньше тратят на продуктовые и иные товары. Видя падение спроса, предприятия снижают выручку –закупают меньше сырья, сокращают производительность. Этот путь ведет не к развитию, а стагнации.
Постепенно предприятие утрачивает способность конкурировать на рынке. И приходит к банкротству. Таким образом сегодня идет замедление экономики в малом и среднем бизнесе. Этот круговорот может продлиться не менее года – полутора лет».