В бум цифровой экономики требуются новые компетенции и умения. Система образования не поспевает за стремительным развитием технологий. Любые знания устаревают через 2-3 года. В начале года Всемирный банк представил доклад, в котором обозначил отсутствие непрерывного образования как основную преграду для быстрого развития экономики в России. Как не оказаться в аутсайдерах и успевать за быстро меняющимся миром, для «ФедералПресс» прокомментировал председатель общероссийского объединения работодателей «Союз производственных компаний России» Азат Газизов:
«Очевидно, что кадровый голод, который испытывает сейчас наша экономика - результат несоответствия программ обучения, не отвечающих новым реалиям экономики. А эти реалии наступят очень быстро, я думаю в течение трех лет. Возьмем, к примеру, производственный бизнес России. Что происходит на данный момент? По результатам опроса института Гайдара 23% промышленных компаний упомянули нехватку квалифицированных кадров, сдерживающие развитие бизнеса.
Сегодня рост производительности труда, в условиях 4-й промышленной революции, обеспечивается за счет внедрения новых технологий и роботизации. Вообще, роботизация - тренд к которому нужно подстраиваться уже сейчас. По прогнозам экономистов, к 2020 году стоимость промышленных роботов снизится до 80%, что несомненно приведет к массовому переходу предприятий на автоматизацию. Если мы рассмотрим данный тренд с точки зрения кадрового вопроса, то мы увидим, что произойдет сильнейшее сокращение персонала. Кадры могут быть вытеснены программным обеспечением, нейросетями, искусственным интеллектом. Например, один из производственников Подмосковья рассказывал, что завод с численностью 815 человек, после автоматизации будет обслуживаться 17 специалистами. Места рабочих займут программисты и операторы контроля качества, обладающие более продвинутыми знаниями. С одной стороны, новые технологии снижают потребность в людских ресурсах, с другой - повышают планку требований к качеству подготовки кадров и, соответственно, к качеству системы профессиональной подготовки.
Я считаю, что корень проблемы не в дефиците кадров, а в квалификации. Система образования отстает от потребностей бизнеса. С точки зрения подготовки кадров потребности экономики развиваются гораздо быстрее. Если раньше токарь точил детали на станке вручную, то сегодня токарь – это программист с совсем другими навыками. Мы видим, что время создает запрос на высококвалифицированных специалистов с необходимыми знаниями и компетенциями. Уже для всех стало очевидно - чтобы не оказаться на обочине нужно подстраиваться под тренды. Система образования должна перезагрузиться и включиться в гонку создания специалистов под задачи цифровой экономики. Формировать кадры нужно в соответствии с глобальными технологическими вызовами. Начинать изменения производственных процессов за счет внедрения современных цифровых технологий, решений Индустрии 4.0 и IoT следует с перестройки программ учебных заведений, готовящих специалистов для промышленности. Технологии меняются так быстро, что студенты на «выходе» уже становятся не компетентными. В современном мире знания должны опережать время.
В эпоху глобальной автоматизации будущее за специалистами в высокотехнологичных областях, которые с новых технологий на «ты». Мы видим, что появляются новые профессии: проектировщики роботов, инженер-композитчик, токарь и фрезеровщик XXI века, сварщик XXI века, мехатроник, робототехник, специалист по управлению жизненными циклами, мейкер. Но даже те вузы, которые стремятся следить за современными трендами и обучают новым технологиям – не успевают. Все, что студенты изучали на первом курсе - устаревает уже на третьем. Чтобы подготовить новый учебный курс, с разработкой программой, ее обкаткой, нужно 1.5-2 года. К моменту, когда готовый курс начинают слушать студенты, он уже морально устаревает. Тогда выстраивается логичная модель: в вузе студент получает фундаментальные знания, а потом в другом формате —хакатона или мейкерского центра, изучает новейшие технологии и оттачивает свое мастерство.
Не все учебные заведения подстраиваются под будущую повестку. К примеру, по форсайт-прогнозам будущее промышленности за мейкерами (человек, который делает высокотехнологичные вещи своими руками), но ни один вуз не готовит таких специалистов. Но есть и положительная тенденция. Базовое образование по профессиям будущего: «роботехник» «супервайзер оборудования», «специалист по композитам» «промышленный дизайнер» - можно получить практически во всех ведущих технических вузах.
Профориентация должна идти непрерывной нитью во всем процессе обучения. Кадровый вопрос с будущими специальностями можно решить скоординированным взаимодействием вузов и бизнеса, участвующего в разработке образовательных программ и предоставляющего вакансии для выпускников. Работодатель должен четко формулировать навыки и умения, которые требуются от выпускников, а система образования синхронизироваться под его запросы.
Я считаю, что популяризация рабочих профессий должна стать приоритетом всей системы образования. Одним из инструментов ее решения я вижу в чемпионате WorldSkills. Несмотря на то, что Россия присоединилась к международному движению WorldSkills недавно - прогресс на лицо. По итогам чемпионата мира по профессиональному мастерству, прошедшему в Абу-Даби, сборная России заняла 1 место по количеству баллов и 5 место в медальном зачете. Впервые за всю историю участия в WorldSkills российская команда, которая оказалась одной из самых многочисленных, боролась за медаль по каждой из компетенций. Ребята получили 21 медальон за профессионализм, показав всему миру высокий уровень российских профессиональных компетенций.
Очевидно, что с помощью чемпионата можно перестроить систему подготовки кадров и привести ее в соответствие с мировыми стандартами. Чемпионат WorldSkills это доступ к лучшим кадрам, которые надо тиражировать. Экономике нужны сотни, тысячи, таких специалистов. Победители со временем уже в роли экспертов и наставников могу готовить будущие кадры.
Одна из насущных проблем образования - практико-ориентированность. К сожалению, в процессе обучения теория доминирует над практикой. Работодатель вынужден переучивать вчерашних выпускников, а это долго и затратно.
Чтобы выпускники приходили с нужным набором компетенций - нужна дуальная система обучения. Накачиваться теорией в ССУЗах, а оттачивать навыки на производстве. Я считаю, что базовые профильные учреждения должны работать в тесном взаимодействии с промышленными предприятиями. Думаю, и компании будут в этом заинтересованы. Для будущего работодателя важно, чтобы потенциальные работники обладали высоким уровнем знаний и профессиональных компетенций.
Такой формат, как WorldSkills, частично решает эту проблему. Например, чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech дает возможность отточить полученные навыки в реально производственных условиях, на конкретном оборудовании. Также можно отметить Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», Национальный профориентационный фестиваль «Профи», направленные на продвижение традиционных рабочих специальностей.
Популяризация рабочих профессий – очень важная, но далеко не единственная мера решения кадрового голода. Нужен комплексный подход, который должен проводиться в общегосударственном масштабе на протяжении многих лет.
Благодаря этим конкурсам, мы видим недостатки действующей системы образования. Нужно готовить такие кадры, которые могут работать с самыми передовыми технологиями не только сегодняшнего, но и завтрашнего и послезавтрашнего дня. Так что нашей образовательной системе нужен «апгрейд»: синхронизировать кадровые потребности и приступить к модернизации системы. Пока у нас еще есть время – необходимо в рамках правительственной программы по цифровой экономике создать всероссийский реестр профессий, которые сегодня еще в планах, а через 3-5 лет уже будут востребованы на конкретных предприятиях. Производственные компании и другие отрасли экономики заинтересованы в том, чтобы к моменту всеобщей автоматизации уже были готовы специалисты под будущие рабочие места. Реестр поможет скорректировать учебные программы под нужды реального сектора, а выпускники получат гарантированные рабочие места. Подготовка кадров, отвечающие запросам завтрашнего дня, позволит получить конкурентные преимущества в будущем. Когда новые компетенции окажутся на пике своей востребованности, мы уже будем к этому готовы».