Глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко заявила, что подаст заявление о досрочном сложении полномочий после регистрации Минюстом изменений в устав города об одноглавой модели управления в областном центре. Сами изменения в устав городская дума, как ожидается, примет на заседании 13 декабря. По словам Солонченко, далее будет запущена процедура конкурса по отбору кандидатур на должность главы Нижнего Новгорода, и управление городом начнет осуществляться по модели, предложенной врио губернатора Глебом Никитиным: исполнительную власть будет представлять выбранный по итогам конкурса глава Нижнего Новгорода, а представительную – председатель гордумы. Солонченко подчеркнула, что необходимость реформы местного самоуправления назрела давно; это федеральный тренд, и, кроме того, «это и наша система межбюджетных отношений». Заявление Елизаветы Солонченко для «ФедералПресс» комментирует профессор Высшей школы экономики Сергей Кочеров:
«Я не знаю, насколько решение Солонченко было обусловлено внешними причинами. Может быть несколько версий. В частности, это может быть связано с тем, что Солонченко просто решила, что в этой ситуации лучше уйти, чем создавать проблемы при избрании нового руководителя. Она понимает, что сегодняшний губернатор не видит в ней нужного руководителя, она полагает, что лучше обеспечить свободу рук при избрании нового руководителя.
С другой стороны, может быть, кто-то подозревал, что она хочет досидеть до выборов главы города. Кандидатов может предложить не только губернатор, но и городская дума. А кого может предложить городская дума, как не Солонченко? Здесь это вполне возможно, потому что, естественно, у определенной части депутатов есть обида на губернатора, что он наскоком провел изменения в городском управлении, не посчитавшись с мнением депутатов (они же просили его не решать дело сгоряча, но губернатор на это не повелся).
Солонченко оказалась в трудном положении. Она думает и о своем будущем, и, понятно, что если она создаст у губернатора впечатление, что она претендует на пост главы города, это может осложнить ее существование. Поэтому логичнее с ее стороны заявить, что она не претендует на этот пост, что она готова оставаться председателем городской думы – уж этот пост у нее отнимать никто не собирается – и строить отношения с губернатором исходя из того, что она никак не осуществляет свою деятельность вопреки его планам, а, наоборот, помогает ему в проведении на пост главы города того человека, которого она считает подходящим человеком.
Я не знаю, какие обязательства связывают Солонченко с Олегом Сорокиным (вице-спикер законодательного собрания Нижегородской области, бывший глава Нижнего Новгорода – прим. ред.), и что сейчас Олег Сорокин думает о происходящем в городе, понятно, что его теснят. В конце концов, пока губернатору нет дела, кто большинство в городской думе, ему гораздо важнее, чтобы городом реально управлял человек, в котором он заинтересован, который реализовывал бы его модель управления. А с критикой депутатов этот человек как-нибудь справится: у нас, извините, в обществе, в государстве исполнительная власть сильнее законодательной что на федеральном уровне, что на областном и муниципальном.
Действительно, между губернатором и главой областного центра существуют объективные противоречия по тому, какую часть от доходов, приносимых городом в областной бюджет, область должна возвращать городу в виде отчислений. Здесь не может быть полной гармонии, потому что каждая из сторон заинтересована в том, чтобы лоббировать свои интересы. Другое дело, противоречия могут решаться мирно, а могут решаться не мирными средствами. И, ясно, это серьезный резон, чтобы не провоцировать областную власть на урезание расходов на Нижний Новгород, председатель городской думы показывает себя как ответственное должностное лицо, говорит, что не вмешивается в борьбу за власть».
Фото со страницы С. Кочерова в социальной сети.