Известные российские бизнесмены и госчиновники попали в «кремлевский доклад», подготовленный американскими властями для конгрессу США. Туда вошли имена 210 человек. Список поделен на четыре части – «Президентская администрация», «Кабинет министров», «Другие высокопоставленные политические лидеры» и «Олигархи». Позже американцы признались, что при составлении документа пользовались списком «Форбс». О том, какие последствия это может иметь для капитанов российского бизнеса и это может иметь, рассказал экономист Александр Полиди.
«Негативные последствия от публикации данного списка, безусловно, будут. Пока жёстких экономическим проблем от санкций не ожидается (например, снижения доходов, потери рынков, отрезания от рынков капитала) не просматривается. Впрочем, возможно, они впереди.
Но на данный момент список не предполагает конкретных действий. Судя по публикациям в СМИ, закон, под который сформирован этот список, предполагает широкий набор возможностей различных ограничительных мер в отношении конкретных персоналий. Это, например, меры личного характера (например, блокировка активов за рубежом, ограничение въезда и т.д.).
Мы можем ожидать, что российский бизнес ждут непрямые последствия новых американских санкций, действие которых нелегко спрогнозировать. Более того, степень чувствительности, токсичности этих последствий пока оценить невозможно. Сейчас главный токсический эффект от списка именно непредсказуемость его последствий долгосрочного действия санкций. Для этой же цели в опубликованный список включен такой широкий круг руководителей государственных ведомств и крупнейших российских кампаний.
Впрочем, ряд косвенных последствий можно спрогнозировать уже сейчас. Прежде всего, нас ожидают негативные явление в виде раскачивания курсов на рынке акций. Фактор неопределенности значительно увеличился. Фондовый рынок не может не среагировать на такие вещи.
Кроме того, теперь иностранные инвесторы будут серьезно присматриваться к компаниям, владельцы и руководители которых попали под акции. Инвесторы будут более сдержаны. Более осторожно и более аккуратно будут вести себя и действующие контрагенты.
Нельзя сказать, что компании условного Галицкого или Дерипаска теперь лишаться значительной части капитализации. Также ожидать банкротства Магнита или закрытия «Базэл Аэро» точно не стоит. Но в целом нас может ждать высокая волатильность. А негативный информационный фон будет оказывать сдерживающий фактор для развития бизнеса. Выстраивание долгосрочных отношений на мировом рынке теперь для многих наших компаний будет проблемной вещью».