За три с небольшим недели до выборов президента РФ власти отдельных субъектов страны всеми силами пытаются обеспечить необходимую федеральному центру 70 %-ную явку избирателей. В одних регионах людей заманивают на участки подарками, в других – призывами сделать сэлфи прямо на участке, в третьих – участием в викторине с призами. Вопрос, насколько подобные меры помогут региональным властям выполнить задачу, мы задали эксперту института гуманитарно-политических исследований Владимиру Слатинову:
«Во-первых, все это грустно. Происходящее – попытка компенсировать отсутствие интриги на выборах. В первую очередь интриги процесса – то есть отсутствия действительно ярких кандидатов, которые не то чтобы могут выиграть, но хотя бы провести достойную кампанию и побороться за второй тур. Таким мог бы стать недопущенный до выборов Навальный, таким мог бы стать Грудинин – мы все знаем, что с ним случилось после появления опасений о реальном оттоке голосов. Интрига процесса закрыта, интриги содержания также нет – то есть, чего-то реального, предлагаемого основным кандидатом, чего-то, вызывающего общественное внимание. Да, многие надеются на завтрашнее послание президента, ждут от него если не интриги, то появления хотя бы какого-то содержания кампании. Честно говоря, я скептически смотрю на завтрашний день: безусловно, некие принципиальные моменты обозначены будут, но ничего по-настоящему интригующего не появится.
И в условиях отсутствия интриги содержания и процесса людей нужно чем-то завлекать на участки. Отсюда все эти идеи и всевозможные «креативные» решения. Это уже указывает на то, что интриги нет, это слабость. Само обсуждение этих мер и мероприятий напоминает обсуждение меню в советских буфетах. Помните, как на фоне дефицита люди ходили голосовать ради буфета? В этом слабость нынешней кампании.
Второй момент. Не думаю, что все эти меры смогут повысить явку в конечном итоге. Людей на выборы привлекает не это, людей на выборы привлекает осознание их значимости и наличие интриги. Увлечение «буфетами» – карнавализация кампании, что, к слову, понимает Памфилова. Выбора президента – ключевое событие страны, перезапускающее политическую систему на новый цикл. А мы проводим референдумы в школах на тему выбора между котлетами мясными и котлетами мясными, какие-то викторины, песни, пляски. Это крайне неоднозначное оружие для повышения явки. Лично у меня сейчас создается впечатление, что это такая операция прикрытия. Реальная работа по повышению явки идет другими методами – мы знаем, какими именно. Идет тихо, идет аккуратно. Безусловно, применение административной мобилизации осложняется в крупных городах. Но в мелких, где, перефразируя Олега Кашина, уже не осталось телефонов, на которые не могут дозвониться из регионального управления внутренней политики, она будет идти именно в таком формате. Но аккуратно. А сэлфи, кружки, викторины и прочее – лишь прикрытие».