Суммарная просроченная задолженность по заработной плате на предприятиях Иркутской области в начале года достигла 23 млн рублей. Причем основная часть невыплаченных денег – 91,5 % или 22 млн рублей – приходится на обрабатывающие производства, остальное – в сфере образования. Профессор Анатолий Меркулов прокомментировал «ФедералПресс», как показатель характеризует отдельные отрасли региональной экономики и может ли сигнализировать о серьезных проблемах в ней:
"24 миллиона рублей – для Иркутской области это мелочь, вообще ни о чем. Тот факт, что основную часть долгов приходится на отрасль деревообработки – тоже не удивляет. Эту сферу представляет в основном малый бизнес, можно предположить, что это их дебиторская задолженность – они поставляют продукцию большому бизнесу, те им задерживают оплату. Для нас, региона, страны в целом, к сожалению, это ситуация нормальная, обычная.
Из этих 24 миллионов 18 – долги, которые пусть с задержкой, но будут выплачены. И только оставшиеся 6 миллионов – по ним не расплатятся, людей дурят.
Бюджетники в разбивке по отраслям есть? Работники образования? Ожидаемо! Это традиция, которой уже почти 30 лет. Причина – нецелевое использование денег, несвоевременная отправка средств чиновниками области, и еще 10 % – собственное разгильдяйство.
Нет, я бы не назвал это федеральной проблемой. Та же деревообработка – это в массе своей местные предприятия, не лесом или углем торгующие. Объект управления ими находится все же внутри региона.
Большая часть задолженности, на мой взгляд, имеет чисто техническую подоплеку: заболела бухгалтер, кассир. Важнее вот что – какова доля долгов, котрые не выплачиваются свыше месяца-двух: здесь уже можно говорить о задолженности из-за реально плохого финансового состояния компании. Так, если в разбивке на численность работников на одного приходится около сотни тысяч рублей долгазадолженности, это нам говорит о долгах по зарплате за 2-3,5 месяца работы. То есть разгильдяйством всю сумму уже не объяснишь.
До ноября прошлого года показатель зарплатной задолженности в области рос, а в декабре было отмечено небольшое снижение – на 0,03 %. Смею заметить, эти сотые доли снижения на самом деле – увеличение: эти деньги компании закрыли под нажатием областного правительства, плюс к декабрю традиционно пытаются рассчитаться контрагенты. Значит, в экономике региона начинает проявляться некая проблема, эту задолженность уже можно рассматривать как кредиторскую, когда предприятия друг другу перестают платить, что мы особенно ярко наблюдали в 90-е гг. А это уже серьезная проблема.
Акцент на деревообработке нам говорит о том, что особенно сильно просел именно этот сегмент. Нет, сезонность я бы тут не вмешивал: деревообработка зимой как раз на пике, поскольку вывоз леса происходит в большей степени зимой – с ноября по май, летом нет дорог. Значит, предприятия, закупающие лес, испытывают сейчас явные финансовые проблемы".
Фото РИА Новости