В городах необходимо создавать экологический каркас – зеленые зоны, вокруг которых будут строиться жилые дома и объекты инфраструктуры. Такие территории должны быть защищены от вырубки. Это необходимо для улучшения качества жизни и повышения инвестиционной привлекательности региона. О том, как застройка может вестись без ущерба для окружающей среды, «ФедералПресс» рассказал председатель калининградского отделения межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый Фронт» Олег Иванов. В Калининграде сейчас разрабатывают поправки в региональный закон об охране зеленых насаждений.
«Прежде всего, необходимо проведение инвентаризации как зеленых зон – это парки, скверы и другие территории общего пользования, так и самих деревьев. Это нужно для того, чтобы понимать, сколько у нас зеленых зон, сколько зеленых насаждений, и в каком состоянии они находятся в соответствии с лесопатологическим обследованием. Надо подсчитать, сколько больных, усыхающих деревьев, определить, что с ними делать.
Дело это хлопотное, но в других регионах России инвентаризация предусмотрена местными законами об охране зеленых насаждений. Например, очень четко прописан порядок ее проведения в Санкт-Петербурге. Эксперты настаивали на том, чтобы инвентаризация проводилась, в первую очередь, в Калининграде, а потом уже в других муниципалитетах. Без такой работы можно указать на любое дерево и сказать, что оно нездорово. Были случаи, когда уничтожали корневую систему, наносили другие увечья деревьям, чтобы в течение полугода – года мешающее кому-то дерево стало усыхающим, и его можно было бы убрать как аварийное.
Должны быть исключительные случаи для вырубки, например, когда дерево наносит ущерб имуществу, но при этом должны быть компенсационные высадки. В горадминистрациях высаживать деревья взамен вырубленных не всегда хотят. Представители администрации Калининграда в рамках своих предложений по изменению законодательства предлагали такой порядок, при котором у застройщиков не было бы, как они считают, двойной нагрузки. Законом предусмотрены обязательные компенсационные выплаты за срубленное дерево и компенсационное озеленение, предусматривающее восполнение ущерба для экологии населенного пункта. Эту норму в законе обязательно нужно сохранить, иначе зеленые зоны в населенных пунктах будут неизбежно уменьшаться, и город из зеленого превратится в асфальтобетонный.
Есть также определенное противодействие по вопросу создания зеленых щитов в городах. Ограниченное использование земель, на которых запрещалось бы капитальное строительство, внедрять не хотят – можно предположить, что есть определенное лобби застройщиков. Здесь нужны превентивные решения, которые бы способствовали развитию. Я предлагал определить экологический каркас – зеленые территории и зоны, которые будут озеленяться в будущем. Вокруг этого каркаса, пожалуйста, стройте и дома, и инфраструктуру. Тогда будет более благоприятная среда, да и недвижимость будет продаваться лучше, если она будет построена рядом с парком, а не вместо него.
Проведение инвентаризации, определение каркаса – это большая работа. За ежедневной текучкой чиновникам этим заниматься некогда, но необходимо. В других городах России проводят такую работу. В европейских же странах в градостроительной политике используются иные подходы: там понимают, что экономику в конкретном населенном пункте можно поднимать только тогда, когда город комфортен, туристически и инвестиционно привлекателен. Если подойти к вопросу озеленения и сохранения зеленых зон стратегически, то все можно сделать».