В Челябинской области начались массовые внеплановые проверки мест скопления людей, прежде всего торгово-развлекательных комплексов, на предмет пожарной безопасности. Поводом послужила трагедия в Кемерове, где 25 марта на пожаре в ТРК «Зимняя вишня» погибли десятки людей, в том числе дети. Как исключить подобные происшествия и минимизировать риск человеческих жертв в случаях ЧП в Челябинской области, а также о последствиях проверок – экспертное мнение заместителя губернатора Челябинской области Олега Климова:
«Это огромная трагедия. Вчера губернатор Челябинской области Борис Дубровский выразил соболезнования кемеровчанам, мы почтили память погибших минутой молчания. Перед нами поставлена задача не допустить повторения случившегося и на Южном Урале. От губернатора поступило поручение организовать проверки торгово-развлекательных комплексов. Мероприятия должны проводиться в рамках законодательства, поэтому сегодня мы провели совещание с представителями прокуратуры, МЧС, ГУВД, министерством общественной безопасности. Дело в том, что зайти с внеплановыми проверками на данные объекты может только прокуратура. Минувшей ночью как раз появилось поручение генеральной прокуратуры, поэтому наши векторы работы совпали.
В Кемерове мы увидели несколько предпосылок к трагедии 25 марта: прежде всего это то, что все помещения развлекательных заведений были расположены на верхнем этаже комплекса, с которого труднее всего эвакуироваться. В Челябинской области в большинстве случаев ситуации аналогичные.
Сегодня на Южном Урале, по данным МЧС, функционирует 154 торгово-развлекательные комплекса. Среди них есть очень крупные, такие как «Алмаз», «Родник», «Горки», «Куба», «Мегаполис», «КС» и прочие. В Магнитогорске, Миассе, Златоусте и других городах области тоже есть большие ТРК. Мы начнем работу с проверки их документов: насколько проекты объектов соответствуют их функциональному назначению. Все эти комплексы уникальны, не типовые. Для них всегда разрабатываются специальные условия по пожарной безопасности. Выполнять эти работы в России имеют право буквально несколько научных подразделений: это Всероссийский научно-исследовательский институт вопожарной безопасности МЧС России в Москве, Университет пожарной безопасности в Санкт-Петербурге, столичная Академия пожарной защиты Государственной противопожарной службы. Эти требования должны учитывать функционал таких помещений. Вероятно, можно располагать детские игровые на верхних этажах, но должны быть созданы все условия для максимально быстрой эвакуации всех находящихся там людей: должны работать системы оповещения, системы управления эвакуацией, дымоудаление, автоматическое пожаротушение и прочие. Путей эвакуации должно быть много, они должны быть достаточно широкими. Нужно учитывать особенности строения кинозалов: мы будем проверять наличие аварийных выходов, резервного освещения на случай отключения электроэнергии, чтобы люди смогли выбраться по «маякам» и указателям.
Еще один важный момент – подготовка персонала, который в подобных ситуациях должен действовать грамотно. И это ключевой вопрос! В Кемерове мы увидели полную неготовность начиная от охранника, который по какой-то причине отключил сигнализацию, заканчивая тем, что сотрудники не пускали спецмашины к своему учреждению. В связи с этим к проверкам мы привлекаем сейчас и Росгвардию, чтобы этот вопрос обсудить, потому что у нас тоже часто бывают загромождены подъезды к местам массового скопления людей, и мы теряем время. Даже при наличии современной техники, тех же подъемников, когда людей нужно спасать с крыши, бывает просто невозможно подъехать к ним, чтобы дотянуться.
4 апреля губернатор Дубровский проведет заседание областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, где планировалось обсудить вопросы подготовки к паводкам и пожароопасному сезону в лесах, но теперь проверки ТРК после трагедии в Кемерове вынесены первым вопросом. Наряду с надзорными органами, МЧС, мы пригласим директоров торгово-развлекательных комплексов, которые к тому времени будут проверены, чтобы узнать в случае обнаружения нарушений о причинах, а также дальнейших планах действий. Тем, у кого все в порядке, мы скажем спасибо.
Не исключено, что после проверок мы выйдем в федеральный центр с предложением об изменении законодательства. Сегодня для малого бизнеса введены налоговые и надзорные каникулы. Комплекс, который в Кемерове горел, оказался как раз объектом малого бизнеса. Существуют такие схемы: работает управляющая компания, в которой трудоустроено пять человек, она сдает здание в аренду частникам, нанимает небольшое охранное предприятие такой же формы организации, и так далее. В итоге при такой ситуации проверять их всех, получается, было нельзя, в случае с «Зимней Вишней» – до 2022 года. Эти каникулы хороши, но когда речь идет о крупных объектах или предприятиях, где в реальности работают сотни людей и еще десятки тысяч могут проходить за день, правила должны быть другими.
В Челябинске точно есть такие же случаи. Более того, в 2015 году проводились проверки торгово-развлекательных комплексов после трагедии в ТРК «Адмирал» в Казани. Практически везде были найдены достаточно серьезные нарушения: не работали системы пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения и тому подобное. Зачастую бывает так: когда комиссия приходит, все системы пожарной безопасности работают, а потом их просто не эксплуатируют в целях экономии ресурсов.
Да, сейчас имеют место разговоры о том, что иногда пожарные инспекторы могли подписывать разрешающие документы за взятки. Еще люди говорят: больше и жестче проверяйте бизнес. Но мы видим, что это приводит к появлению таких, как полковник Захарченко – они просто становятся богаче при расширении полномочий. Значит, должны работать другие механизмы, да и они в принципе есть. Все подобные объекты проверяют пожарные, потом представители страховой компании, а это лицо, которое не заинтересовано в рисках. Кроме того, и посетители не должны быть равнодушны. Если мы пришли в ТРК и видим, что нет схемы эвакуации, зеленых аншлагов с указанием выхода и так далее, это повод задавать вопросы и тревожиться. Я служил в МЧС и знаю, что подавляющее большинство людей, которые там служат – честные и порядочные, хотя встречаются и те, кто готовы подписать документы за деньги, беря на себя огромный риск. Возможно, в Кемерове на период проверки все было в порядке, тем более что о таких мероприятиях предупреждают заранее. Я допускаю такой вариант.
В рамках проверок мы готовы в случае необходимости выделять экспертов, узких специалистов в вопросах инженерных систем, строительных конструкций. Дано соответствующее поручение южноуральскому Минстрою предоставить специалистов из Госэкспертизы, Стройнадзора для участия в проверках. Надзорные мероприятия будут осуществляться по поручению Генпрокуратуры до 15 апреля. Если где-то будут выявлены системные нарушения, мы будем обращения в прокуратуру с требованиям закрывать те объекты, где цинично пренебрегают правилами безопасности, даже если они крупные. В тех ТРК, которые будут оштрафованы или получат предписания о временной приостановке, пройдут повторные проверки. Если суды будут принимать решения о приостановке деятельности тех или иных объектов, то когда объект запустится, туда снова придет прокуратура.
У меня вызывает некоторое недоумение ситуация в Кемерове еще и в связи с тем, что там около полугода назад были массовые звонки о минировании тех или иных мест скопления людей. По идее это получилась такая вынужденная тренировка по быстрому выводу людей из зданий, где находиться опасно. И тут такое происходит. Нужно все-таки серьезнее работать с персоналом».