Правительство предложило повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Как сообщил Дмитрий Медведев, обсуждались также варианты введения налога с продаж, повышения НДФЛ, но в итоге остановились на повышении НДС. Почему выбрали этот налог и кто потеряет от такого решения властей, «ФедералПресс» рассказала директор института «Центр развития» Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.
«Почему НДС повысили именно сейчас? Потому что выборы прошли, и именно сейчас есть политическое окно возможностей для таких решений. НДС – наиболее равномерный налог в экономике, поэтому можно сказать, что от этого повышения потеряют все. Хотя формально это налог на потребителя и отчасти это повышение выльется в рост цен. Но потери потребителя будут разделены также с производителями и торговлей.
Дело в том, что у нас в последние годы и так достаточно вялая динамика потребительского спроса. У нас и инфляция снижается отчасти из-за того, что производители не могут себе позволить активно повышать цены. Наоборот, они используют скидки, какие-то акции. И скорее всего потери от повышения НДС будут распределены между потребителями, производителями и торговлей ровно по той причине, что нет достаточно активного спроса, чтобы можно было все это смело переносить в цены. Но что-то, конечно, перенесут.
Думаю, НДС выбрали потому, что этот налог наиболее нейтральный. От его повышения страдают все понемногу. Что касается экономического роста, можно сказать однозначно, что для него это минус. Если у человека фиксированный бюджет и повышается цена, то он сможет купить меньше товаров. Значит меньше спрос и меньше возможностей для производителей. А если производители еще частиАкинчно возьмут на себя издержки, то соответственно получат меньшую прибыль, и будет меньше возможностей для инвестиций.
20% – это ставка уже почти, как у всех зарубежных стран, там средний уровень 20-22%. У нас исчезает конкурентное преимущество. Где у нас действительно низкая ставка, так это НДФЛ, там больше пространства для маневра. Но с точки зрения социальных эффектов и угнетающего действия на потребительский спрос, повышение НДФЛ, конечно, хуже. НДС все таки люди сами не платят. Он присутствует в цене товара, но это не тоже самое, что в зарплатной ведомости. И потом надо рассматривать все в пакете, ведь повышается пенсионный возраст, и еще одновременно повысить НДФЛ, видимо было неприемлемо. Может быть слишком большое социальное напряжение.
Еще НДС лучше всего собирается, особенно с учетом новых фискальных механизмов, когда кассовые аппараты направляют сразу отчет в налоговую, и все это можно отслеживать онлайн. Конечно, с ним меньше всего хлопот, в плане сокращения собираемости из-за роста ставки. Скорее всего она не сильно снизится. Вот если бы подоходный налог повышали, ясно, что процент ухода в тень был бы больше».
Фото: pixabay.com