Центробанк России обнародовал новые тарифы ОСАГО. Коридор базового тарифа по полисам расширен на 20% для всех категорий ТС, кроме мотоциклов и легковых автомобилей юрлиц. Минимальная ставка тарифа для водителей легковых автомобилей снижается до 2 тысяч 746 рублей, а максимальная увеличивается до 4 тысяч 942 рублей. По заявлению зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, это позволит страховым компаниям полностью компенсировать потери 2017 года, когда страховщики потеряли на ОСАГО 15 миллиардов рублей. Но так ли необходимо повышать стоимость ОСАГО, особенно в регионах, где их порой невозможно купить месяцами? По просьбе «ФедералПресс» с этим поспорил вице-президент Движения автомобилистов России, известный адвокат Леонид Ольшанский.
«ОСАГО, по мнению теоретиков права, является антиконституционным законом. Почему? Важнейший принцип Конституции – презумпция невиновности. Ее смысл в том, что все мы рождаемся и работаем как честные и порядочные, пока не доказано обратное: Иванов – вор, Сидоров – убийца, Петров – нарушитель правил дорожного движения.
ОСАГО исходит из принципа Южной Родезии – презумпции виновности. Каждый водитель нарушит правила, столкнется с другой машиной или с пешеходом, поэтому должен платить вперед. Вот это главный антиконституционный принцип. То есть идея обязательности этого продукта противоречит принципу невиновности.
Второй момент. По гражданскому кодексу РФ, страхование – это такая же гражданско-правовая сделка, как купля, продажа, дарение, аренда и т. д. Все сделки носят добровольный характер. А в случае с ОСАГО сделку делают принудительной. Это нарушение гражданского законодательства.
Часть 3 статьи 55 Конституции, с которой начинается любое постановление Конституционного суда, гласит: любое ограничение прав граждан возможно по федеральному закону. Убил, украл – иди в тюрьму по уголовному кодексу. Налог 13 процентов фирма перечисляет по закону, штраф за переход на красный сигнал светофора тоже выписывается на основании закона.
Важно то, что любые санкции проходят через Госдуму, а страна за этим следит по телевизорам, то есть общественность может влиять на решения. Госдума – это все-таки полемика, все-таки слушания. Здесь же в тишине кабинета группа чиновников Центробанка подписывает документ. Это никуда не годится. Все должно проходить через парламент.
То, что ОСАГО убыточно, я не верю. Посмотрите на их (страховых компаний, - ред.) офисы и машины. Было бы невыгодно, не занимались бы этим [бизнесом].
По моему убеждению, ОСАГО – это страховое лобби. А то, что народ против них, говорят их же сведения. Растет число водителей, которые ездят без полиса. И растет число водителей, которые покупают поддельный полис. Потому что подлинный полис стоит 7-10 тысяч, а поддельный – 1500-2000 рублей.
Следующий вопрос: как это отразится на инфляции? Азбука экономики гласит, что транспортные расходы лежат в цене любого изделия. В магазин нужно привести сыр, в ателье – ткань и т.д. Возрастет цена всего, а следовательно, возрастет инфляция.
Начиная с 1990 годов, объединенное лобби ГАИ и страховщиков атаковало Госдуму, чтобы принять закон об ОСАГО, но наше Движение автомобилистов не давало этого сделать. Их аргумент был: бандиты на дорогах и т.д., а тут вы обменяетесь страховой карточкой, и за вас все сделает страховая компания. Они пробивали этот закон примерно 10 лет. В 2003 году нам удалось ОСАГО отменить. Но.
Мы провели законопроект только в первом чтении. А потом грянули выборы 2003 года. После того как они прошли, депутаты плюнули на народ. И у нас не хватило голосов, чтобы отменить ОСАГО. Но борьба с ним велась и будет вестись. Нужно только найти подходящий социально-политический период в жизни государства, чтобы ОСАГО или отменить или серьезно укоротить.
Любимая журналистская метафора – горбатый «Запорожец» въехал в шестисотый «Мерседес». Есть ограничение по тарифу – 400 тысяч рублей. А нужен миллион за ущерб «Мерседесу». Где взять 600 тысяч? Через суд придется тянуть у пенсионера, и ему даже не поможет фазенда на 6 сотках. А сколько в законе есть ловушек, чтобы вообще не платить?! Или можно регресс – заплатить, а потом с него взять. Получается, ОСАГО нужно только страховым компаниям, но простым людям не нужно».
Фото: pixabay.com.