В Краснодаре, как и во многих других городах РФ, минувшее воскресенье прошел митинг против повышения пенсионного возраста. Впрочем, по отзывам многих наблюдателей, протесты оказались малочисленными и не достигли цели по консолидации недовольства граждан. Своим мнением на данную тему делится президент Центра прикладной социологии и политологии, член общественной палаты края Геннадий Подлесный:
«Митинг навальнистов в том формате, котором он задумывался, провалился. Напомню, что в воскресенье по всей стране вышло от 150 до 2 тыс. человек в тех или иных городах.
Таким образом, публичная акция превратилась в довольно жалкое зрелище. Граждане еще раз продемонстрировали, что при всем недовольстве изменением пенсионного возраста они не хотят стать игрушками в политической игре Алексея Навального и быть использованными им в своих корыстных политических целях.
«Непопулярное решение о пенсионном возрасте все равно придется принимать. Вопрос – как?»
Примечательно, что сам Навальный накануне им объявленной акции улетел с семьей отдыхать в Будапешт. Это в очередной раз демонстрирует, что для него вся эта политическая возня – лишь способ финансово и политически монетизировать протест.
В целом среди противников изменения пенсионного возраста сейчас просматривается четкое разделение на радикальных оппозиционеров (включая навальнистов) и обычных граждан, недовольных планируемыми изменениями. Часть этих недовольных, но аполитичных граждан посетила митинг. Поэтому в ряде городов численность протестных акций вышла за тысячу человек. Но это именно противники изменений в пенсионном законодательстве, которые не являются сторонниками Навального.
Состоявшаяся в Краснодаре протестная акция стала своеобразным слепком или сколком всех прошедших по стране митингов. Там тоже были представлены радикальные навальнисты, примкнувшие к ним представители других политически течений, а также простые люди, которые поверили, что на митинге будет вестись речь об изменении пенсионного законодательства.
«Жителей городов, где проходит ЧМ, не влекут политические лозунги»
Это очень четко просматривалось. Так из присутствующих на акции 350–400 человек группа Навальнистов оказалась самой малочисленной – в пределах 30–35 человек. Но они сразу вышли за пределы заявленной повестки митинга, начав выдавать политические лозунги и попытались вывести лозунги из социальной плоскости в политическую.
Это требование отставки правительства, выпады против президента и т.д.
Организаторы митинга спланировали выступление спикеров так, что большинство из них было ангажировано этим политическим протестом. Пенсионеры их интересовали не очень. Когда некоторые выступавшие попытались вернуть тему митинга к заявленному протесту против пенсионного маневра, то это вызвало свист и улюлюканье этой самой небольшой группы.
Добавлю, что сейчас все оппозиционные партии, включая КПРФ, хотят получить политический хайп за счет недовольства пенсионным маневром. Но при этом их руководство все же пытается удержать сторонников от радикализма и ввести их в системное поле. Это просматривается хотя бы в том, что акция КПРФ и союзных ей политических сил анонсирована на 28 июля. Т. е. на время, когда чемпионат мира закончится, схлынут потоки гостей из России и мы сможем разобраться со своими проблемами без апеллирования к иностранным силам, как это сейчас делают навальнисты.
Конечно, оппозиционеры просто обязаны по своему статусу выступать против пенсионного маневра и выдавать какие-то конструктивные контрпредложения. Но здесь должны быть экономические обоснования требований, а не голые лозунги.
Добавлю, что сейчас с какой-то конструктивной повесткой в поиске компромисса выступают общественные силы нашей страны: профсоюзы, ОНФ, представители российской и региональных общественных палат. В частности, Общественная палата Краснодарская края провела рассмотрение этого вопроса среди актива палаты на Кубани. Принят определенный документ, а его основные положения уже озвучила на краевом телевидении председатель кубанской ОП Любовь Попова. По ее словам, мы должны изучить ситуацию, внести контрпредложения и перевести дискуссию в русло конструктивного обсуждения, выведя из области психологического стресса и давления. Соглашусь, что нам нужны конкретные предложения, а не политические игры».