По данным Росстата, население в России за январь-май 2018 года сократилось на 77,8 тыс. человек. Таким образом, на 1 июня численность составила 146,8 млн людей. Экспертным мнением по поводу того, что значат эти цифры, с «ФедералПресс» поделился заместитель заведующего международной лабораторией демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Сергей Шульгин:
«Традиционно есть сезонность – в первой половине года идет сокращение населения, а во второй половине эта цифра немного уменьшается, приближаясь к нулю, или даже выходит в небольшой плюс. В том году наблюдалось большое сокращение рождаемости из-за неопределенности, будет ли выплачиваться материнский капитал или нет. Это повлияло и на 2018 год.
Естественная убыль в России связана с сокращением численности женщин фертильных возрастов. Женщин, которые родились в начале 90-х годов, очень мало. А женщины 80-х годов рождения постепенно переходят в старшее поколение и рожают все меньше и меньше.
Но ситуацию спасает сокращение смертности в прошлом и в этом году. Такая тенденция не только в нашей стране, но и во всем мире.
Вымирания России не будет. Никаких сюрпризов тут быть не должно. Демографы довольно точно могут прогнозировать рождаемость и смертность населения. Так, можно сказать, что ситуация в будущем изменится. К концу следующего десятилетия наиболее фертильным будет гораздо более многочисленное поколение женщин, родившихся в конце 2000-х – начале 2010-х годов. Конечно, зависит еще от экономической ситуации – она повлияет на миграционные потоки.
Что касается других стран, то похожая ситуация складывается сейчас в Китае – уменьшается общая численность населения. А вот в ближайшие 30 лет будет увеличиваться число жителей Африки. И основные геополитические процессы будут связаны с миграцией большого количество людей из Нигерии, где будет 500 млн или даже 1 млрд человек. Также в долгосрочной перспективе увеличится число жителей Индии, Туркменистана и Узбекистана. А в России и в Китае, в целом, численность останется на том же уровне, что и сейчас. Но никаких тревожных и апокалиптических сценариев для России я не вижу».
Фото: pixabay.jpg