Госдуме предлагают рассмотреть закон о государственном регулировании цен на бензин – законопроект накануне внесли депутаты от КПРФ, предложившие ограничить максимальную цену автомобильного топлива, серьезно подскочившую в последние месяцы. Впрочем, эксперты уже сейчас называют идею популистской и невыполнимой. Инициативу для «ФедералПресс» прокомментировал эксперт-аналитик группы «ФИНАМ» Алексей Калачев:
«Не думаю, что стоит всерьез обсуждать законопроект КПРФ. Это совершенно популистское предложение, внесенное в ходе избирательной кампании. Думаю, поднимая тему госрегулирования, коммунисты рассчитывают привлечь часть избирателей, недовольных ростом цен на бензин, а после 9 сентября законопроект будет благополучно забыт.
Проблема в том, что, начав директивно устанавливать цены на один ресурсный товар, по цепочке придется вводить твердые цены и на остальные ресурсы и товары. Как вниз, так и вверх по всей производственной цепочке. Нельзя регулировать розничные цены и при этом не регулировать оптовые, иначе вы разорите АЗС или будете вынуждены из бюджета компенсировать их убытки. После оптовых цен придется регулировать цены производителей, за ними пойдут внутренние цены на нефть – основное сырье для производства бензина, дающее до 80 % его себестоимости и до 40 % розничной цены. И, кстати, установив мягкие цены для потребителей топлива, что вам помешает следом начать регулировать цены и на их продукцию под предлогом получения ими необоснованной выгоды?
Отрегулировав цены на нефть, следом придется вводить обязательные объемы поставок: нефтяникам для НПЗ, НПЗ для АЗС, АЗС для перевозчиков, перевозчикам для грузоотправителей, производителям для торговли. А иначе товар будет утекать туда, где он стоит дороже. В итоге добро пожаловать в социализм с его Госпланом, неэффективностью и дефицитом.
Именно благодаря рыночному характеру экономики, топливный рынок не испытывает дефицита – мы не видим отключенных заправочных пистолетов и очередей из машин на АЗС. Цены на топливном рынке ограничены снизу себестоимостью производства, включая стоимость нефти и курс рубля. Сверху они ограничены спросом и покупательской способностью потребителей. Середина заполнена интересами производителей и посредников, а также все большей долей фискальных интересов государства. Один только акциз на топливо составляет до 20 % его розничной цены, а вся налоговая нагрузка — до 50 %.
Рост ставок акцизов был оправдан при низких ценах на нефть и дефиците бюджета, но в условиях роста нефтегазовых доходов от высоких ставок можно отказаться. Снижение ставок с 1 июля способствовало остановке подорожания топлива, и сейчас рынок стабилен. Однако планы правительства по акцизам на следующий год неясны, Налоговый кодекс по-прежнему содержит планы по их повышению, и это неправильно. Если бы КПРФ внесла законопроект о снижении ставок акцизов на топливо с 1 января 2019 года, я бы отнесся к такой идее с гораздо большим пониманием.
Другим фактором для беспокойства служит начинающееся с 1 января завершение налогового маневра, который предусматривает постепенное сокращение до нуля экспортных пошлин. Отказ от экспортных пошлин может привести к тому, что внутренние цены сравняются с европейскими. Однако, в Европе к европейским ценам прилагаются и европейские доходы, чего не скажешь про отечественных автовладельцев. КПРФ, как партии трудящихся, в этой ситуации стоит больше бороться не с высокими ценами, а с низкими доходами своего электората».
Фото: gaz-card.ru