Совсем скоро по Крымскому мосту откроют движение для грузового транспорта. Жители и предприниматели считают, что это способствует сравниванию цен на полуострове и материке. По мнению экс-министра транспорта Крыма Анатолия Цуркина, как только по мосту пустят грузовики, вывезти товары в материковую часть России станет очень сложно. Он советует бизнесменам приготовиться к возможным трудностям заранее:
«Ставка грузоперевозок на полуостров в настоящий момент гораздо выше, чем за вывоз товаров на материк. Если сейчас перевозка груза из Москвы в Симферополь стоит, условно говоря, 150 тысяч рублей за 20-ти тонную «фуру», то из Симферополя в Москву стоит в районе 50 тысяч.
В условиях, когда для грузового транспорта откроется мост, незначительный демпинг, безусловно, будет – примерно 10 %. Но это касается только доставки грузов именно в Крым. А на материк, наоборот, значительно возрастет. С чем это связано?
Сейчас доставка груза стандартной «фурой» из Симферополя в Краснодар стоит порядка 20 тысяч рублей. Перевозка грузовика на пароме дополнительно стоит 19650 рублей. Собственно, возникает вопрос – сколько должна стоить перевозка и насколько она должна подешеветь, чтобы конкурировать с мостом? Понятно, что 500 рублей она стоить не будет.
Крымскому производителю сегодня, безусловно, выгодно – он доставляет свои товары на материк по выгодным логистическим ставкам. Но следует понимать, что когда откроется грузовое движение, то ситуация резко изменится. Водители, выезжающие из Крыма, стараются «отбить» паром – это живые деньги, их нужно достать и заплатить в кассу. И никак из этой ситуации не выйти. Когда мост откроется, не будет необходимости платить 19 000 рублей, водители не захотят везти грузы в тот же Краснодар по этим низким ставкам. Почему?
Во-первых, следует понимать, что на сегодняшний день грузовая база в Крыму довольно слабая. Полуостров мало что производит в сравнении с Краснодаром. Эти два региона даже сравнивать невозможно в части производимых товаров. На Кубани Выбор товаров шире, везти его выгодней.
Во-вторых, любой процесс, связанный с погрузкой или выгрузкой груза – это крепление, расстановка, а значит, время. К тому же, водитель отвечает за этот груз. Фактически, день тратится на погрузку, день на перевозку в Краснодар и еще день на выгрузку. Таким образом, перевозчики будут тратить около трех дней на доставку только в Краснодар. Возникнет ситуация, при которой перевозчику будет выгодней за пол дня проехать пустым эти 400 километров до Краснодара, чем ждать тут и мучаться с грузами целых три дня.
Это все говорит нам о том, что ставка из Крыма будет расти. Сейчас водители берут любой груз, лишь бы «отбить» паром. А когда пустят грузовики по мосту за 20 тысяч просто никто не поедет.
«Не хотите платить 20 – поеду в Краснодар и уеду оттуда за 50», – вот что услышит производитель.
Само собой, что дистребьюторы, которые налаживают доставку из Москвы, будут пробовать снижать эту ставку. Местные производители тоже будут пробовать ее снижать – это закономерно. Но я думаю, что просто не будет предложений по этому направлению. Крыму придется конкурировать с грузовой базой Краснодара, что объективно очень и очень сложно для республики.
В итоге это приведет к тому, что в конечных сетях, на материке, цены на крымские товары вырастут. В то же время, цены на материковые товары немного снизятся. Для рядовых граждан это хорошо – цены на товары широкого потребления немного снизятся. Крымскому же бизнесу следует подготовиться к подорожанию перевозок уже сейчас, чтобы это не стало громом среди ясного неба».