Рынок образовательных услуг так устроен, что каждую осень он оживляется, к Новому году идет слегка на спад, до мая активная работа, а летом затишье. Меняются экономические устройства страны, приходят и уходят кризисы, но эта цикличность не меняется. И по тому, чему именно хотят люди учиться, можно сделать вывод, какие еще сферы на рынке труда будут в тренде в новом деловом сезоне. Вот к каким выводам пришел Максим Сундалов, руководитель онлайн школы Englishdom, наблюдая за слушателями и студентами.
«Санкции-антисанкции-годовщина дефолта сказались не количественно, а качественно на рынке труда. Штаты больше не раздувают за счет сотрудников с непонятным функционалом и сомнительной эффективностью. Идет строго ориентация на тех, кто приносит прибыль и создает продукт, а значит есть спрос на хороших продажников, сбытовиков, специалистов по продукту в самых разных сферах. Компании хотят иметь пусть троих, пятерых, десятерых, но высококвалифицированных специалистов, каждый скилл которых оценивается через призму эффективности. Проще говоря, HR при приеме на работу, анализируя резюме соискателя, задает себе вопрос - что каждый из этих навыков даст нам применительно к прибыли. К сожалению, умения, навыки и знания просто ради самих знаний пока неактуальны, слишком жесткой стала конкуренция, за каждого клиента приходится бороться куда более серьезно, чем даже 5-7 лет назад. Есть и еще неприятные тренды для соискателей: функционал близких и родственных направлений будет объединяться и передаваться меньшему количеству сотрудников. Если раньше к примеру в страховой сфере на каждое направление был целый отдел или отдельный сотрудник, то теперь один специалист может заниматься 2-3 направлениями. Будут менее востребованы сотрудники по направлениям, которые требуют расходов, и более востребованы в тех направлениях, которые дают быструю и живую прибыль. Да, руководители по прежнему помнят, что и реклама, и инвестиции важны, но именно на них будут экономить прежде всего, а значит и на тех, кто это направление курирует.
Но есть, как ни странно, и плюсы в стремлении компаний максимально сэкономить. Например, компании все больше готовы переходить на удаленный или гибкий график работы для тех сотрудников, чье присутствие в офисе не обусловлено особенностями бизнеса. Честно сказать, даже 1-2 года назад о лояльности к удаленщикам больше писали и говорили, а на практике предпочитали иметь человека каждый день перед глазами. Но теперь возможность сэкономить на аренде, офисных расходах, поискать более дешевого сотрудника за пределами одного населенного пункта, или даже страны, кажется руководителям крайне соблазнительной.
Подводя итоги, скажу, что нынешний кризис, который потряхивает рынок труда, не приведет к серьезным изменениям. Скорее это повод встряхнуть слегка застоявшуюся ситуацию, вымыть из рынка неэффективных специалистов, изменить саму структуру. Так что будем надеяться на лучшее».