Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

«Дети воспринимают школьные оценки как инструмент контроля и давления»

Введение оценочной системы в первом классе ни к чему хорошему не приведет. Такое мнение высказала министр просвещения России Ольга Васильева во время Общероссийского родительского собрания.

Обсуждая не новую уже дискуссию о необходимости отмены оценок в начальных классах — она ведется как минимум 10 лет — Васильева заявила: решение принимать должны эксперты, а не родители. Тем не менее она убеждена: по крайней мере в первом классе никаких оценок быть не должно. Комментирует Ксения Вотякова, специалист по психологическому сопровождению обучения на платформе Яндекс.Учебник, детский нейропсихолог:

«С психологической точки зрения для успешного и эффективного обучения очень важна постоянная обратная связь. Ученику, так же, как и учителю, важны ответы на несколько вопросов. Правильно ли я все понял? Я могу решить только легкую или даже сложную задачу? Почему у меня не получается? Поэтому система оценок в школе в первую очередь должна быть инструментом обратной связи, показывающим личный прогресс и «слабые места» конкретного ученика. Можно, к примеру, показывать ученику уровень сложности той задачи, которую он смог решить в конкретной теме. Это будет та условная высота, на которую он смог взобраться, поднимаясь на гору.

Сейчас многими детьми оценки в школе воспринимаются, в первую очередь, как инструмент контроля и давления. И если ребенок хотя бы немного отстает, то он боится плохих оценок, и давления со стороны родителей и учителей. Такая ситуация убивает естественное любопытство и стремление учиться. Одна из причин заключается в том, что оценки ставятся комплексные. В большинстве случаев нет отдельной оценки за исправления, и отдельно за ошибки по смыслу. Учитель ставит одну оценку за всю работу в целом, а не за разные навыки, которые неотъемлемым образом сочетаются в любой сложной деятельности. Можно пробовать оценить работу по нескольким навыкам. Например, оценку за решение сложной текстовой задачи по математике, можно разбить на оценку за вычислительные навыки, собственно за решение текстовых задач и начислить отдельные баллы за ошибки невнимательности.

Единая система оценок для всех детей позволяет себя сравнивать с другими. С одной стороны это важно, иметь возможность соотнести свои результаты с успехами других. С другой стороны важно помнить, что нельзя делать слишком большой акцент на конкурентном сравнении. Сейчас становится понятно, что в современном мире умение сотрудничать – это ключевой навык. С помощью продуманной системы оценивания можно показать что, в первую очередь, ребенку надо концентрироваться на самом себе, пытаться сравнить свои умения в прошлом с умениями в настоящем. И лишь потом соотносить свои результаты со статистически стандартизированными результатами других учеников».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.