Какие идеалы у современной севастопольской молодежи, на что они ориентируются в большей мере в выборе жизненных приоритетов и почему система образования больше не сеет «доброе и вечное» в душах детей? Свое мнение «ФедералПресс» рассказал известный севастопольский писатель, литературный критик и публицист Платон Беседин:
«Нельзя говорить о том, что есть молодежь московская, питерская, рязанская. Это раньше какие-то тренды переносились в столицу с Запада, а потом шли по регионам с отставанием в два-три года. Сейчас это отставание есть, но оно минимально в силу того, что сейчас все очень глобализировано, информация распространяется со скоростью света. И наша молодежь, безусловно, старается этим трендам следовать. А тренды все те же, которые мы десятилетиями воспитывали в нашей стране, начиная с 80-х годов: рыночная либеральная мораль, культ успеха, естественный отбор, когда теория Дарвина от эволюции перешла на территорию жизненного пространства.
У нас в стране практически нет авторитетов. Церковь дискредитирована и сама дискредитировала себя. Нет уважения к старшим. Наше общество очень атомизировано. И молодые люди остаются один на один с миром, который похож на фильм Кроненберга 1982-го «Видеодром» – бесконечные трансляции пыток, жестокости, секса и насилия. Они живут в этом мире. У них гигантский отрыв от прошлых поколений. Им до фонаря прошлые ценности. Единственное, что их интересует в основной своей массе – это успех, причем успех малой ценой. Успех среди сверстников, поэтому им надо самоутверждаться, поэтому они сбиваются в стаи. Чем ты жестче, чем беспощаднее, тем лучше. Успех материальный, именно поэтому сейчас по статистике увеличилась подростковая преступность. С любым таксистом поговори – они расскажут, что сейчас главная угроза исходит именно от молодых людей, которые могут кинуть на деньги или напасть. Я уже молчу, как они друг с другом общаются, это страшно – я стоял на площадке, слышал, как 10-летние пацаны говорят: у них в речи маты и жестокость.
При этом надо не забывать, что Севастополь – город во многом особенный, долгое время находившийся ментально в России, а политически в Украине. Поэтому у нас немного свое сознание. И, на мой взгляд, эти общероссийские печальные тенденции здесь не так сильны, здесь крепче память об исторических событиях. Но все это теряется постепенно.
Надо говорить и о системе образования, которое полностью уничтожено. Учителя заняты вопросом выживания, а не тем, как создать нового хорошего человека. Если раньше русская традиция отличалась от западной тем, что школа воспитывала, то при Ельцине начались разговоры о том, что школа должна только учить. Это, конечно, главная ошибка. Сегодня школа держится только на энтузиазме идейных педагогов, а сама система детей не воспитывает, а просто впихивает им какие-то дурацкие знания и занята тем, чтобы давать наверх правильную отчетность.
Я не могу сказать, что молодежь глупая в своей основной массе, нет, они очень сообразительные. Просто мышление у них другое. Они эффективные на интеллектуальной стометровке, а на долгих дистанциях проигрывают. У них полностью отсутствует стратегическое мышление. Раньше говорили клипоцентричное сознание, а сейчас развилось иконкоцентричное, кликоцентричное. Они думают, что все проблемы решает Google.
Но на этом общем тоскливом фоне по закону компенсации появляется много индивидуальностей – реально талантливых ребят. Они учат языки, занимаются музыкой, наукой, программированием, робототехникой. Например, паренек Иван Бессонов занял первое место в Эдинбурге на конкурсе молодых исполнителей классической музыки. Тюменский девятиклассник Леонид Горбунов выиграл мировую олимпиаду по геометрии, одну из самых сложных в мире. У нас за последние годы увеличилось количество призеров международных олимпиад. Они живут в созидании, у них есть ответственность не только за свое будущее и близких, но и за страну. Но на фоне этой биомассы, которая давит своей агрессивной тушей, им, конечно, тяжело».