В первых числах сентября в Россию с рабочим визитом прибыл Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Социалистической республики Вьетнам Нгуен Фу Чонга. Во время российско-вьетнамских переговоров стороны подписали около 20 документов, касающихся сотрудничества в сферах энергетики, машиностроения, связи, металлургической промышленности, авиастроения, транспорта, наукоёмкой и химической промышленности, добычи полезных ископаемых. Государства продолжат реализацию 17-ти приоритетных инвестпроектов на сумму в несколько миллиардов долларов. Своё мнение о российско-вьетнамском партнерстве «ФедералПресс» рассказал заведующий сектором МГИМО МИД РФ Института мировой экономики международных отношений РАН, профессор кафедры мировой экономики Александр Рогожин.
«Благодаря этому сотрудничеству мы сможем заработать деньги. У нас с Вьетнамом давно сложились и дружеские, и, одновременно, деловые отношения. Вьетнам для нас чрезвычайно
ценен.
У нас очень большой интерес к экспорту во Вьетнам самых разных товаров. Мы пока не очень готовы выходить с высокотехнологичными товарами на мировой рынок, а эта страна — удобный для нас потребитель. Ведь там сохранилась традиция пользоваться «советским». Поскольку наша продукция и напоминает, скорее, советскую, чем западную, это, своего рода, наше конкурентное преимущество на рынке развивающихся стран. Например, их устраивает наша дешёвая техника, которая удобна в использовании не очень квалифицированным персоналом. Поэтому во Вьетнам мы продаём всё.
Сами же покупаем у них стратегически важный товар — каучук. Без натурального каучука невозможно делать шины для военных самолётов. Кроме того, это компонент и для
ракетного топлива, что для нас немаловажно. Для нас эта страна является и большим рынком сбыта военной техники. На нём мы испытываем очень острую конкуренцию со стороны Китая, Израиля и Южной Кореи. И в этих непростых условиях мы стараемся выживать. Кроме того, на этом рынке мы остро конкурируем с США, но и здесь у нас есть преимущество. США готовы поставлять Вьетнаму технику, но в штатах нет такой системы, при которой они продадут Вьетнаму самолёты, а в обмен получают, например, натуральный каучук. В США это сферы интересов разных компаний: тем, кто продаёт самолёты, нет дела до тех, кому нужен каучук. А у нас с этим нет проблем. Мы готовы, например, получать от Вьетнама в рамках государственных закупок не только каучук, но и чай, и другие товары. При этом Вьетнам немного обижается на нас, в том числе ему, конечно, очень не понравилось, что мы провели совместно с Китаем учения военно-морского флота.
Не будем забывать, что именно из Вьетнама до недавнего времени мы получали более всего прибыли от совместных предприятий по добыче нефти и газа. Мы продолжаем это делать, хотя в несколько в меньших объемах. Но одно из подписанных сейчас соглашений говорит о том, что они снова готовы нас применять наши технологии для разработки своих месторождений. И это большая победа. Потому что здесь у нас тоже есть конкуренты — те же китайцы, индийцы, да и страны Запада.
Кроме того, надо признать, Вьетнам разбогател, и готов вкладывать деньги за рубежом, в том числе и в Российской Федерации. А нам очень нужны деньги в эти сложные времена, когда западным инвесторам мы не интересны».