Теневая экономика уже давно и прочно вошла в жизнь Краснодарского края. Однако ни жители региона, ни власти не осознают до конца масштаб проблемы и тот спектр противоречий, который она порождает. О том, как на самом деле обстоят дела в данной сфере, «ФедералПресс» рассказала кандидат социологических наук, президент краснодарской региональной общественной организации «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» Ольга Малахова:
«В Краснодарском крае проблемы с теневой экономикой стоят достаточно остро.
По экспертным оценкам экономистов, которые подтверждают социологические исследования, мы можем говорить, что размер теневой экономики в целом по краю составляет от 45 до 65 %. В городах этот процент несколько меньше. А вот в сельской местности ее уровень выше в силу малого предложения на рынке труда.
Как показывают социологические замеры, жители региона считают, что на Кубани отсутствует достаточное количество рабочих мест, а те вакансии, которые предлагаются, как правило, малооплачиваемые и не по специальности. При этом в край из разных уголков страны продолжают приезжать многие граждане, которые не без оснований считают, что социально-экономический уровень развития в Краснодарском крае выше среднего по стране, но при этом далеко не все они вливаются в «белый сектор» экономики края.
По состоянию на 18 июля 2018 года средняя зарплата в Краснодарском крае составляет 34,47 тысячи рублей, но это средняя, а при социологических опросах такой уровень своей заработной платы респонденты не подтверждают, указывая зарплату от 18 до 25 тысяч рублей. Конечно, интервьюеры не могут опросить жителей элитных особняков, которых немало в престижных местах кубанских городов, поэтому соединить заработную плату условного реализатора на рынке и крупного землевладельца для усреднения заработной платы не получится. По-видимому, в этом и состоит «разрыв шаблона» – статистика дает вполне приемлемые цифры заработной платы, а так называемые простые люди в эти цифры не верят.
Зачастую из-за недостаточного уровня дохода, как считают многие предприниматели, они принимают решение об уходе в серую зону. Отсюда во многом идет пополнение рядов теневиков. Особенно часто это происходит в гостиничном бизнесе, малых предприятиях, оказывающих услуги населению бытового характера, в торговле, фирмах такси, точках общепита. Со слов теневиков, им гораздо проще уйти в тень и заниматься серым бизнесом, чем подстраиваться под существующие правила, значительно осложняющие их жизнь. Кто-то регистрирует ИП и неофициально нанимает работников без уплаты налогов, а кто-то и вовсе работает без юридической регистрации. К тому же некоторые граждане просто принципиально не хотят работать по-белому.
Серая экономика помимо недобора налогов порождает многие другие проблемы. Так, трудоустроенные работают без юридических и социальных гарантий. Нет гарантии даже на то, что они вообще получат ту зарплату, которую им обещали.
Отсутствие нормальной работы в районах и процветающая серая зона приводит к тому, что бизнесменам и работникам для выживания приходится в нее вливаться. Получается замкнутый круг, когда криминализация становится системным процессом. Даже не желающим нарушать законодательство людям приходится идти на это. Когда они в течение 5–6 месяцев не могут устроиться на работу, а семью кормить нужно, они вынуждены соглашаться на неприемлемые условия. Соответственно если граждане массово не платят налоги, то и бюджеты не получают тех поступлений, на которые они рассчитывают и за счет которых должна строиться инфраструктура и идти социальные выплаты (включая пенсии).
Добавлю, что одной из причин, порождающих популярность теневой экономики, как ни парадоксально, является недостаточно развитая экономическая инфраструктура. У нас наблюдается нехватка мощностей с точки зрения энергетики, подачи воды и т. д. Даже если человек хочет официально открыть гостиницу или построить производство, он зачастую не может получить необходимые для этого технические условия от сбытовиков и выполнить требования законодательства. В итоге люди регистрируют здания и предприятия как частники или ИП и порой за взятки вынуждены подключаться к сетям. Или вовсе врезаются в них самостоятельно. К чему это приводит, объяснять не нужно. Но проблема тут не только в незаконопослушных гражданах, а в неповоротливых монополиях поставщиков энергоресурсов и неумении властей решать эти проблемы.
Еще одна проблема – неурегулированность отношений между муниципалитетами и контролирующими земельную собственность региональными и госорганами. Яркий пример здесь – история с Бугазской косой, когда ушлые дельцы поставили шлагбаум и собирали деньги со всех на нее въезжающих, а краевые и муниципальные власти долго не предпринимали серьезных мер, ссылаясь на то, что пляжи – это федеральная собственность. Только после личного вмешательства в разрешение этого вопроса губернатора края Вениамина Кондратьева удалось добиться соблюдения федерального законодательства о доступности для граждан прибрежной зоны.
Понятно, что чиновники федерального или краевого центра не могут усмотреть за всеми территориями повышенного риска или, по-другому, повышенного спроса, на которых незаконные структуры «поднимают деньги», здесь необходимо подключение местных властей и, конечно, общественности.
Не стоит забывать и о том, что и уровень взимаемых государством налогов не всегда адекватен тем доходам, которые могут получить предприниматели. Иногда после очередного повышения или ужесточения требований они оказываются перед дилеммой – уволить большую часть работников и работать в ноль или уйти в серую зону. Кроме того, действующее законодательство осложняет увольнение официально трудоустроенных работников. Поэтому часть бизнесменов предпочитает просто не оформлять своих сотрудников.
Проблема с теневой экономикой для нашего региона (как и для страны в целом) назрела уже давно, порождая целый клубок неразрешимых на сегодняшний день социальных и экономических противоречий. И от того, насколько ее удастся решить, зависит наше будущее. Однако значительная часть граждан и чиновников до сих пор не осознают уровень угроз, порождаемых развитием теневой экономики».