Со дня керченской трагедии прошло менее двух суток. Количество жертв преступления растет: на данный момент 21 человек погиб, десятки ранены. Напомним, что 17 октября 18-летний студент вошел в политехнический колледж, расстрелял своих соучеников и педагогов, а затем взорвал бомбу. «Керченский стрелок», по версии следствия, застрелился после совершенного им массового убийства. В причинах преступления попыталась разобраться президент Крымской ассоциации психологов и психотерапевтов Елена Гамова:
«В России случалось такое – подросток пришел с автоматом в учебное заведение и начал расстреливать своих соучеников и педагогов. Чтобы понять причины такого страшного поступка, нужно рассматривать три уровня: личностный, уровень семьи и уровень общества. Здесь можно говорить и о патологии – вполне возможно, что имели место какие-то психические отклонения. Здесь два варианта: либо на него было оказано какое-то очень сильное давление, либо он страдал какими-то психическими заболеваниями.
Но я бы рассматривала эту ситуацию не как случайное явление, не как кризис одного человека, решившего совершить страшное преступление, но как следствие влияния социальных, модных среди подростков ориентиров и моделей поведения и устройства современного общества и семьи в целом.
Последнее время среди подростков популярны темы суицида и жестокости. Подростков подталкивают к этому поведению – посмотрите тематические группы в соцсетях, современные игры, целые пласты массовой культуры посвящены этим явлениям. Кому это выгодно – другой вопрос.
В США регулярно происходят расстрелы учениками своих одноклассников в школах, несмотря на повышенную систему безопасности и охраны в учебных заведениях. В Сети полно роликов на эту тему. Вполне возможно, что именно один из них и стал своеобразной инструкцией для «керченского стрелка».
Заметить потенциального стрелка в учебном заведении штатный психолог может, есть определенные маркеры поведения: например, подростки становятся угрюмыми и замкнутыми, могут говорить или писать в соцсетях фразы типа «убил бы такого-то», «всех убью», безразлично относятся к учебе, могут отказываться от еды. Но для того, чтобы заметить это вовремя, нужно держать плотный контакт с каждым из учащихся, что, скажем честно, при нашей системе не совсем реально – часто на тысячу детей один психолог».
Взрыв в колледже в Керчи