Отвечая на вопросы ВЦИОМ, 47 % россиян признали маршрутки самым опасным видом транспорта. При этом 63 % опрошенных регулярно пользуются услугами маршрутных такси. Почти у трети респондентов при поездках опасения вызывают аварии, происходящие по вине водителей. Действительно ли стоит бояться «газелек» и как повысить качество маршрутных перевозок, рассказал председатель правления самарского областного Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов:
«За последние месяцы, с тех пор как муниципальный контракт на автобусные перевозки получил «СамараАвтоГаз», маршруток в Самаре заметно поубавилось. Это, безусловно, плюс. Тем не менее «газелек» в городе по-прежнему много, в том числе ржавых и разбитых, и бояться их следует. Даже разъезжающие в качестве маршрутных такси «пежо» или «фОрда» *запрещены в РФ">орды» – такие же самопально переоборудованные под микроавтобусы грузовые машины, изначально не рассчитанные на перевозку пассажиров. Я неоднократно обращал внимание и фиксировал в них ржавчины и другие повреждения. Никогда не знаешь, чего от них ждать, – может, в неподходящий момент откажут тормоза, а может, заклинит дверь. Ведь часто водители выводят на маршрут свои автомобили – как, где и кем они обслуживаются, неизвестно.
Неудивительно, почему маршрутки считают очень опасными. Лично я бы рекомендовал не ездить на таком транспорте без необходимости. Достаточно взглянуть на статистику и увидеть, сколько бывает с ними аварий, сколько травмируется народу. На днях, к примеру, пострадала бабушка. В маршрутках, в отличие от современных автобусов, нет блокировки старта при открытых дверях. Водитель поехал с открытой дверью, чтоб обогнать другую машину, которая забрала бы часть его потенциальных пассажиров. В результате бабушка, не успевшая пройти в салон, выпала и сломала бедро.
Водители – это еще одна и, может быть, основная причина, почему россияне опасаются маршруток. Кто он такой? Есть ли у него право перевозить пассажиров? Соблюдает ли он режим работы? В отличие от водителей муниципальных автобусов, маршрутчиков не контролируют. Поработайте 14–16 часов – и посмотрим, насколько вы будете внимательны на дороге. При том что от вас требуется не только везти пассажиров, но и обилечивать их, считать сдачу, следить, нет ли «зайцев». Само собой, качество вождения от работы в таком режиме падает.
В случае с муниципальным автобусом мы имеем квалифицированного водителя. Он ведет машину, которая регулярно обслуживается. Его ничто не отвлекает – остальную работу берет на себя кондуктор. И работают они 8 часов в сутки. На мой взгляд, качество маршрутных перевозок можно улучшить, перейдя именно на такую – цивилизованную схему с большими автобусами и компетентными перевозчиками, убрав все вышеописанное безобразие. Другого варианта нет. В этом случае понятие «маршрутка», скорее всего, исчезнет, но ничего плохого в том нет. В развитых странах от этого явления давно отказались».
Фото: facebook.com / Андрей Ишмуратов