Чуть больше трети россиян верит, что в ближайшие пять лет жизнь в стране изменится к лучшему. 41 % россиян считают, что предпосылок для изменений сегодня нет. В исследовании общественных настроений, проведенном холдингом «Ромир», приняли участие 1,5 тысячи респондентов старше 18 лет из всех типов населенных пунктов и всех федеральных округов России. Почему мнения разделились почти поровну и насколько они отражают реальную картину, рассуждает социолог и политолог Сергей Дьячков:
«Подобные опросы довольно путаны, потому что люди всегда склонны приукрашивать суть самого сложного вопроса – стараются, скорее, дать положительный ответ, нежели отрицательный. Это типично для таких исследований. Из этих 35 % респондентов, что проявили оптимизм, около половины стоит вычленить. Думаю, они старались больше угодить опрашивающим, чем сказать как есть.
Часть тех, что верят в переменены к лучшему, наверняка нередко смотрят телевизор, где Россию называют страной возможностей и государством будущего. Конечно же, это люди старшего поколения. При этом в отчете исследования оговаривается, что позитивный настрой, в основном, демонстрирует молодежь – респонденты 18–24 лет. 40 % из них убеждены, что жизнь в России изменится к лучшему. А 72 % ждут от предстоящих пяти лет положительных изменений в своей жизни. Само собой, молодые люди телевизор почти не смотрят, но склонны так рассуждать. Они считают, что их-то жизнь будет намного лучше, чем у стариков. И в таких опросах доминирующая форма оптимистического ответа у молодежи всегда видна.
Хорошо бы понять и то, где опрашивали людей – на селе, в провинциальных городах или в Москве. Авторы исследования уверяют, что это проходило во всех округах страны. И в зависимости от географии картина будет принципиально разной. Сегодня молодые москвичи явно стремятся к новой канатной дороге, а не к рассуждениям о социальных проблемах. А где-нибудь на Дальнем Востоке верящих в лучшую и скорую жизнь исследователи могли бы не найти вовсе. Сам я живу в Тольятти, где пессимизм, можно сказать, отличительная черта горожан. И таких депрессивных моногородов много.
В стране увеличилось число суицидов – пожалуй, это лучший ответ на вопрос о взглядах граждан. Тем не менее, многие россияне действительно верят и надеются на лучшее. Тех, что свели счеты с жизнью, с нами нет. А что остается тем, кто еще жив? Верить, держаться и не сдаваться».
Фото из личного архива Сергея Дьячкова