Новые правила питания в детских садах и школах, представленные на днях Роспотребнадзором, породили бурные дискуссии и возмущение родителей. В первую очередь из-за пункта о «недопущении использования для организации питания детей принесенных из дома продуктов и блюд». О том, насколько изменят меню в детских учреждениях очередные поправки в СанПиН, можно ли запретить приносить школьникам «домашние обеды» и как грамотно составить рацион для детей с особыми потребностями питания, «ФедералПресс» рассказала врач гастроэнтеролог, диетолог Нурия Хасанова:
«Я ознакомилась с новыми правилами, в лечебном питании они соблюдаются уже давно. Это касается в том числе толщины блюд – омлеты и запеканки должны быть не более 4 сантиметров. В целом, все, что там прописано – правильная обработка овощей и зелени, которые не подлежат термообработке. Это все так и есть, и это не ново. Свежие продукты, они должны быть под бактериологическим контролем.
То, что ограничены майонез, кетчуп, пицца, огромное количество сладкого – я только за, потому что у нас в стране ожирение растет, особенно детское. Вы же понимаете, что дети, они что видят, то и берут. И если мы ассортимент продуктов будем менять, его надо делать максимально разнообразным. Если мы даже говорим о вендинговых автоматах, надо понимать, что там должно быть. Есть относительно полезные перекусы. Те же самые орехи – это питательный нужный продукт. Но если мы из традиционного меню что-то убираем, надо что-то предложить взамен. Дети – консерваторы, если они к чему-то привыкли их на новый продукт очень сложно перевести.
Гораздо больше меня беспокоит, что это создаст некие ограничения для так называемых малоежек – тех, кто плохо ест чужую еду, и детей с особыми потребностями питания. Здесь нужно, чтобы родители с согласия ребенка могли написать некий отказ от школьного питания. Самое важное, на мой взгляд, чтобы это было четко прописано, какие продукты и какие категории можно использовать, в каких случаях ответственность на себя берут родители. Из серии, я не буду давать ребенку кумыс, фаршмак или газировку.
Есть дети с целиакией (непереносимость глютена – прим. ред), им нельзя продукты, в которых есть пшеница, овес и т.д. Эти продукты есть даже в йогурте. Такие дети в принципе не могут питаться в системе общественного питания.
Это касается питания и тех, у кого есть заболевания и тех, кому не нравится питание в столовой. Я – диетолог, но, если ребенок отказывается есть, я не буду его заставлять, нельзя доминировать над детьми. Надо договариваться и давать возможность выбора.
В Японии или Южной Корее все дети носят так называемые ланч-боксы, где внутри четкое деление на категории продуктов. Есть емкость с защелками, внутри отсеки и продукты не перемешиваются. Это формирует более правильное отношение к еде, когда ты садишься, у тебя открывается ланч-бокс и создается впечатление, что это полноценный прием пищи. Еда из пакета или салфетки воспринимается мозгом как перекус – так обеды носить негигиенично.
Мои дети носят еду из дома, они берут так называемые полезные бутерброды с говядиной, фрукты, орехи, овощи, нарезанные в специальных судочках. Все это идет в отдельной таре, поэтому я не переживаю, что может что-то случиться, пролиться, и они отравятся».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин