Top.Mail.Ru
Общество
Россия
0

«Игры – не лучший способ снять напряжение»

В российском Интернет-сообществе активно обсуждается тема видеоигр. Особенно пользователи Сети обеспокоены «стрелялками», широко популярными среди подростков – по мнению взрослых, подобные игры провоцируют жестокое поведение и пробуждают склонность к насилию. Усугубляет панику недавно проведённый в Санкт-Петербурге опрос – из тысячи респондентов более 45 % считают, что видеоигры разрушают личность человека. О том, настолько ли опасны подобные развлечения для подростков, «ФедералПресс» рассказала Наталья Шемчук, старший научный сотрудник отдела неотложной психиатрии Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского, специалист по игромании:

«На своей практике я неоднократно убедилась: для того, чтобы игры инициировали жестокое поведение, человек изначально должен быть к таковому предрасположен. Наибольшее влияние видеоигры оказывают на людей определённого характера – речь идёт о тех, кто попадает в зависимость от компьютера. Действительно, значительную часть этой группы составляют подростки. Это объясняется тем, что их психика ещё не до конца сформирована и подвержена любому негативному воздействию.

В подростковом возрасте человек проходит активную фазу становления личности и сталкивается с огромным множеством проблем – как внешних, так и внутренних. Во все времена подростки страдали от обид – на общество, на взрослых, которые не хотят их понимать и принимать. Молодые люди редко обсуждают свои обиды с окружающими, или обсуждают только в привычном им сообществе, как правило, с такими же незрелыми личностями. Отсюда – накопившаяся агрессия, которую нужно как-нибудь нейтрализовать, разрядиться. Именно поэтому подростки начинают играть в жестокие игры. Убив какого-нибудь киборга или монстра в игре, они подсознательно «убивают» пороки общества, которые их задевают.

Разумеется, пороками некоторые общественные явления считают только подростки. Например, чаще всего детей не устраивает контроль взрослых: родители заставляют их рано вставать, идти в школу, делать уроки, заниматься спортом и т.д. Нередко это приводит к скандалам и обидам, которые подростки как раз и сублимируют с помощью «стрелялок» – не срываться же на родителей. С возрастом дети понимают необходимость контроля, переосмысливают ситуацию и относятся к ней уже совсем по-другому. Для подростка, не имеющего склонности к агрессии, это – абсолютно нормальная история, не несущая никаких негативных последствий. Напротив, для изначально жестокого ребёнка подобная сублимация может стать ещё одним толчком к агрессивному поведению.

В случае с жестокими детьми есть только одно спасение от агрессии и компьютерной зависимости – это внимание родителей. Необходимо как можно больше времени проводить с ребёнком, разговаривать на разные темы, и, что самое важное – слушать его. Нужно попробовать донести до подростка необходимость выбирать правильные увлечения – например, спорт: физическая активность является лучшим способом избавиться от негативных эмоций. Нужно обращать внимание на то, во что играет ребёнок, в каких сообществах в социальных сетях состоит. Ненавязчивый контроль позволит предупредить проблемы с контролем агрессии.

К «разрядке» с помощью игр склонны не только подростки – нередко взрослые люди, испытывающие негатив на работе, по вечерам выпускают пар за монитором. Когда человек проводит в игре небольшое количество времени, это действительно помогает ему расслабиться, он не транслирует на семью полученный днём негатив – это, опять же, абсолютная норма. Когда же он погружается в компьютер полностью и надолго, забыв о семье и домашних обязанностях – пора бить тревогу.

При работе с пациентами я постоянно говорю о том, что игры – не лучший способ снять напряжение. Гораздо лучше пойти в спортивный зал, на пробежку, в бассейн, в конце-концов, сделать уборку в квартире. Такая «разрядка» даёт гораздо больший позитивный эффект и долговременное действие».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.