11 февраля заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов анонсировал новый законопроект, позволяющий вернуть на улицы городов ларьки и торговые палатки. О том, стоит ли россиянам возвращаться к такому формату торговли, «ФедералПресс» рассказал президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов:
«Необходимо создать все условия для того, чтобы независимые производители могли реализовывать свою продукцию. Ведь не секрет, что большие магазины не могут брать на реализацию продукты фермерского производства, потому что, прежде всего, им важны объемы продаж. Фермеры такого объема обеспечить не могут.
Стоит возобновить развитие многоформатной торговли хотя бы для того, чтобы поддержать фермерство, малых и средних производителей продуктов питания. Это не только обеспечит покупателям разнообразие, но и будет стимулировать самих производителей.
Они смогут начать с малого, поставляя продукты в небольшие точки сбыта, или попросту ларьки, довести производительность до определенного объема и организовать поставки в более крупные магазины.
Говорить о том, что законопроект – это инновация, не стоит. В некоторых регионах действует мобильная и малая торговля, в некоторых – нет. Это не связано с переменами в политике государства, просто руководителями регионов принимаются собственные решения по этому вопросу. Нужно сказать, что нет никакого базового документа, который бы регламентировал порядок и подход развития многоформатной торговли, в частности, поддержку рынков. Нормативных актов по поддержке мобильной торговли в России нет вообще.
Мобильная торговля – очень интересный формат. Помимо поддержки малого производства, она способна оказать поддержку машиностроению, например, «АвтоГАЗу». Создастся рынок фудтраков, соответственно, «АвтоГАЗ» сможет производить сотни тысяч машин для того, чтобы на улицах оказались современные, красивые, правильно оборудованные автомобили.
При размещении нестационарных точек торговли нужно исходить из принципа необходимости. Нужно ставить ларьки или фудтраки там, где торговля отсутствует, а не заполнять все выходы из метро бесконечными прилавками. В окраинных районах любого города найдутся места, где практически нет магазинов, там такие точки будут как нельзя кстати.
В регионах, где города оторваны друг от друга, и в них проживает мало людей, хорошо сработают фудтраки. Мобильный «магазин» перемещается из города в город, и, соответственно, обеспечивает людей всем необходимым. Это перспективный подход для регионов, но, например, в Москве он не сработает. Россия – страна большая и разная, поэтому не поддерживать разные форматы торговли было бы неправильно».
Фото: pixabay.com