Снижение реальных доходов населения, безусловно, держало малое и среднее предпринимательство, если не в напряжении, то в тонусе точно. Ведь падение доходов населения – это только отправная точка цепной реакции. А в целом, как следствие происходит сокращении финансов участвующих в обновлении основных фондов – а это уже системный сбой, почти точка невозврата. На самом деле, в этой ситуации все способы поддержки ИП и юр. лиц хороши. Но запуск госпрограммы льготного кредитования для малого и среднего бизнеса стал не просто мерой поддержки, но и сигналом. Комментирует Алексей Яшкин, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им Г.В. Плеханова:
«Акцент, который был сделан на малый и средний бизнес в последние несколько месяцев не случаен. Конечно же, основным драйвером стало Послание Президента РФ Федеральному собранию, в котором субъектам МСП уделялось особое внимание, но кроме этого, в последнее время, на различных площадках поднимался вопрос экономического прорыва для нашей страны и везде, одним из главных инструментов, обозначался малый бизнес. При этом особый упор делался на инновации.
Госпрограмма льготного кредитования малого и среднего бизнеса предполагает существенное снижения ставки кредитования для добросовестных предпринимателей, причем как на приобретение или обновление основных фондов, так и на оборотные цели. Но возникает вполне логичный вопрос, а будет ли этого достаточно чтобы запустить механизм восстановления и развития малого предпринимательства?
На самом деле, в текущей экономической ситуации все – таки не стоит ожидать постоянных прямых мер. При этом важен аудит существующих. Чисто экономически напрашиваются smart подходы иного уровня. К этим выводам приходит и федеральная власть, но даже чаще реализуют субъекты РФ, так как лучше видят специфику своего региона, видят ее при лучшем приближении так сказать. Таким пилотным smart решением стал Инновационный кластер Москвы (хотя тут есть явное сращивание целей федеральных и региональных). Фактически этот новый кластер впервые воплощает идею «агрегатора» всех возможных мер поддержки для каждого конкретного предпринимателя, единого проездного для МСП. Эта идея вызывает оптимизм даже не столько самой своей реализацией, но и предшествующему ей аудиту мер и тому насколько удачно или нет они могут сочетаться для разных групп предпринимателей. Такой пересмотр и сам принцип «агрегатора» Инновационного кластера покажет совершенно новый взгляд на траекторию развития предпринимательства и того, в чем оно нуждается в России.
От того, насколько тщательно перейдут к такому ассесменту будет зависеть многое в МСП в целом. Другим важным результатом будет информационная грамотность – предприниматель будет точно понимать какие инструменты ему доступны».