В России весной могут быть сокращены 115,7 тысячи работников, написали «Известия» со ссылкой на данные Минтруда. В самом ведомстве сказали, что это не точно, – статистика учитывает худшие ожидания предприятий, а также переводы работников при реорганизациях. Доцент РЭУ Людмила Иванова-Швец считает, что даже в попавшей в СМИ цифре нет ничего ужасного. О том, в каких отраслях можно ожидать наибольших сокращений и как это в целом скажется на рынке труда, экономист рассказала «ФедералПресс»:
«115 тысяч – это не такая большая цифра, она вполне нормальна для нынешнего состояния экономики. Ничего сверхъестественного не происходит, это обыкновенное движение рабочей силы.
Отрасли, в которых предсказаны наибольшие сокращения, тоже вполне предсказуемы. В финансовом секторе идет сокращение числа банков и других структур. ЦБ отзывает лицензии, сами банки оптимизируют свою деятельность, переходят на онлайн-сервисы. В автомобилестроении, несмотря на рост продаж на 12,8 % в 2018 году, прогнозируют спад. Это связано с тем, что реальные доходы населения падают, а цены на машины растут из-за роста НДС и других сборов. Этот год, по крайней мере первое полугодие, будут для автопрома если не провальными, то не очень положительными, говорят эксперты. Это объясняет и то, почему среди лидеров по увольнениям упоминается Санкт-Петербург, где сконцентрированы сборочные автопроизводства.
В транспортной сфере, на мой взгляд, происходит какое-то хаотичное движение. Многие частные перевозчики прекращают деятельность, потому что ужесточаются требования к ним. Так что здесь все тоже вполне очевидно. Некоторые к списку уязвимых отраслей добавляют торговлю, потому что там тоже идет активная оптимизация, сокращается персонал, предприниматели переходят на онлайн-продажи. Некоторые считают, что под ударом из-за сложной экономической ситуации и повышения НДС и цен могут оказаться обрабатывающие производства.
Думаю, что сокращения не должны затронуть социальную сферу (медицину, образование). Там уже все оптимизировали до такой степени, что количество кадров находится на нижнем уровне необходимого. То же самое можно сказать про такую сферу, как маркетинг и реклама: после предыдущих кризисных лет их и так сильно урезали. Количество работников там стабилизировалось на одном уровне. Кого точно не коснется процесс, так это IT-специалистов, тех, кто работает с робототехникой, искусственным интеллектом. Такие сотрудники требуются во всех отраслях, и по этим специальностям наблюдается достаточно серьезный дефицит.
Сокращения экономике не угрожают, другое дело – баланс на рынке труда. Последние лет пять количество ликвидируемых рабочих мест больше, чем созданных, то есть общее количество мест год от года сокращается. Цифровизация экономики, на которую возлагали надежды по открытию новых вакансий, не дает такого большого количества мест, как ожидалось. С этого года началось повышение пенсионного возраста, а это значит, что те, кто должен был выйти на пенсию, остаются работать. В этом году, по данным РЭУ, продолжат трудиться 300 тысяч пенсионеров. Это еще больше уменьшает количество рабочих мест, особенно для молодежи. Хотя, пока мы в демографической яме, это не так печально для рынка труда.
Так что уровень безработицы может в этом году немного вырасти, хотя за последние годы динамика была положительной. Правительство приняло пассивные меры поддержки занятости – повысило пособия; других вариантов решения проблемы пока нет».
Фото: ФедералПресс