Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции направил в Минфин предложение по минимальной розничной цене (МРЦ) на пиво. По расчетам организации, она должна быть не ниже 35 рублей за 0,5 литра. По мнению экспертов, МРЦ нужна для того, чтобы убрать с рынка нелегальное, фальсифицированное и некачественное пиво. Инициативу установить МРЦ на пенный напиток поддерживает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз:
«Первое и самое главное: Россия – страна пивная, не водочная. Уже более 10 лет мы пивная страна: из 11 млрд литров алкоголя, которые выпивают в России в год, почти 8 миллиардов – это пиво и пивные напитки. Поэтому контроль за этим рынком нужен. И если пивовары говорят, что процентов 10 – фальсификат, вроде бы процент небольшой, но в физическом объеме это уже более 750 млн литров в год. Контроль за качеством продукции нужен однозначно.
Теперь о введении минимальной цены. Однозначно надо. Хотя замминистра финансов Трунин сказал, что это целесообразно только с одной точки зрения – если она понизит потребление, повысив цену. Никакого повышения введение минимальной цены не подразумевает. У нас есть пиво, которое и так может стоить минимум 35 рублей, все что дешевле, является фальсификатом. Поэтому какая разница, что будет с фальсификатом? Поэтому никакого повышения цен не будет, просто фальсификат исчезнет, и неважно куда.
Никто не может гарантировать, что фальсифицированная продукция не попадет на прилавки. Минимальная розничная цена – это элементик борьбы. Но если фальсификат будет продаваться по той же цене, что и нормальное пиво, потребитель разберется, разницу увидит. Так же, как с водкой произошло. Когда по одной цене начинает продаваться и легальная, и нелегальная водка, рынок нелегальной водки урезался в два раза в легальной рознице.
Вторая важная причина состоит в том, что 70 % рынка контролируют западные пивные компании, которые свое пиво производят здесь, в России. Еще 10 лет назад они контролировали 92 % (рынка), то есть за последние годы российские компании увеличили объемы производства в три раза, а свою долю – с 8 % до 30 %. Против минимальной цены как раз выступают западные компании. Почему? Они признают, что треть объема пива продается по акциям, то есть по скидкам, которые себе могут позволить только крупные международные компании. Нормальные российские компании такие мощные скидки устраивать не могут. Западные компании не хотят конкуренции. Они хотят монопольность. Минимальную цену нужно вводить хотя бы для того, чтобы помимо борьбы с фальсификатом поддержать российского производителя в конкурентной борьбе с западными компаниями».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин